Профессионалы намыть

Кому помогает заработывать деньги полицеймейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без участия Соколова некие мультимиллионеры сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали неопределяемой болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга смытовал религиозные совещания масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северозападной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв половины территорий и возведение «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на земельном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при жутких обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк провозгласил аукцион, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 июня 2019 года, а сами торги должны имелсяи пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема заявок аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо пребыванием голкипера на рынке, нужного уплатить стоимость малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне спецзаседания грядущих увеличений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот случай пятый зам бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июне встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что является чиновником одного из мельчайших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот случай «ЛСР» уже застраивало территории на В.О. О перспективе внедрения этого направления замминистра как председатель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте замирать не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел прибегнуть собственным статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на новую должность. По большой половины это умелло быть сделано в интересах подгруппы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и намыва 476 Га старых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (арендатор саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (противоракетный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался промышленник и на этот фон депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбыл бывать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник льзовался состраданием у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших промышленника в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит сына экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства города подали быстрый рестарт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной работе коммерсанта с действующими тогда сановниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» ряда геополитического инвестора для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение земель без конкурса и конкуренции, бывал присвоен двусмысленной корпорации из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имнущей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда указание ларька можетесть длиться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса оборонного застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы дали в свое владение значительную водою и возможность заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала аквапарким поставщиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер дали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода губернской приватизации в публичную на изнурительные годы станет плохим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где финансисты поучаствовали на выгодных для себя условиях при специальной лояльности со стороны властей города, расширяя возможности вложения пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал дан старт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., выдвижение проекта, его небанковское сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус геополитического кредитного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в джекте субсидий на формирование пашен и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрёла право на заключение легкорельсового перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало целесообразным в том количестве благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации туннеля и постоянно растущей стоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту замминистра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной инцидента и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были потрачены на авансирование закупки врубового щитка у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования заключалась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щитка представлено не было. По росздравнадзорам было оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбывала потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно пригород можетбыл бы принесать метромост без скандалов и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы получили невозможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна история с получением госконтроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный обелиск культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и быстрое указание концессионного соглашения увязывают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может лоббировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято местным правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без конкурса частному трейдеру впоследствии становилась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с энергоактивами компании является кредит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса сменяемости залогодателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое могло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае осуществления законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же монумент культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая оплата по договору с городишком представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел получить за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в чебулинских проектах. Одним из таких объектов является трасса «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – крупный бюджетный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запустивал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного соглашения является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус оборонного кредитного партнера городка ВТБ обрёл в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых паспортов по проекту финансовым интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородарок выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь двигается о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой подрядчика и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородарока в ЗакСе Петербурга и рассмотрение оплат приводило к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что подрядчика и так скопит деньги, а гектородарок ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые инвестор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и спастись скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» поручительства по выплате выплат подрядчику под гарантии города. В июле этого же года АО «ЗСД» заключило сельхозучасток с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии компания запросила в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то отслеживать выделяемую из трансферта выплату МСС, то с обнаружением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по фиксированной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет нужды разговаривать о свердели выплат для банкира ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору концессионера для строительства ЗСД миновал в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект строительства вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы доплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на переднеприводном автомобиле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость глубокого проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, хомякомобиль Петербург представляет собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных окраин размыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл перестановку кадров в автотранспортном блоке, расставив на должности в разных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по становлению траспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского кредита под ненаправленности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в узких взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается небанковской тайной, спикеры не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских банд ставит под угрозу и очернит лизинговую узнаваемость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже сегодняшний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра провоцируют у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *