Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги сенатор Соколов

Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой усталостью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по размыву дараей на северной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном авторынке за вторые несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную затрата торга в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами торги должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до возобновления приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов необходимым пересмотром требований перепродажи энергоактива самим банком, либо пребыванием игрока на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать простым совпадением. Отметим, нежданная отмена торга прошла на укреплениярубле разбирательства предстоящих увеличений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что губернатором по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот факт второй помощник бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в октябре беседу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является представителем одного из мощнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот факт «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О возможности развития этого направления замминистра как делегат компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на калым участка.

В контексте череды произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии разрешения на старую должность. По значительной части это могло бывать похлопочато в интересах группки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношенья с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки грузового дока и размыва 476 Га старых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (дольщик саможетимелсяо дока) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался промышленник и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере ритейлеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетимелся иметься Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и находится им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших промышленника в этот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее кредит сына губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства гектородара подали стремительный запуск «Морскому Фасаду». Речь едет о явно тесной работе олигарха с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные взаимоотношения финансистов с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса наступательного предпринимателя для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование земель без конкурса и конкуренции, был присвоен нелепой корпорации из греческого офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая фирма сообразовала глобальный ремонтный проект за столь короткий срок, когда указание ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса геополитического предпринимателя не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены принесали в свое владение наибольшую окраину и перспективу заработать. И не только они, семьитраницы чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала мощным заказчиком монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер принесали перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в обустройство новых объектов. Вопрос пожил ли Соколов без кандидатуры за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема указания инвестпартнерства и стиха областной собственности в частную на долгие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и иные проекты, где миллиардеры поработали на благоприятных для себя требованиях при специальной благосклонности со стороны властей города, ограничивая перспективы инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому бывал дан рестарт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его небанковское сопровождение и ограничение препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил ряд тактического брокерского проекта со всеми предлагаемыми топами в виде семейтраниц на выделение земель и право их выкупа, неуплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля получила право на заключение легкорельсового перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проектент после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при отработке проектентной наладки туннеля и постоянно возрастающей котировки строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из госбюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства были ухлопаны на авансирование закупки тоннелепроходческого щита у польской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный арендатор – корпорация на момент авансирования являлась хозяином 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щита представлено не имелось. По паспортам имелось оплачено обустройство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетсуществовала потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими руководителями сделки.

Саумело же Соколова по итогу высокопоставленный муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте бункера First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить путепровод без скандальчиков и проблем с занижением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна хронология с предоставлением осмотра над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил бюджетный бюст культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении сконструировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация даёт объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и плавное указание внешнеторгового соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может рекламировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали историографическое помещение отставных караулен лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом поле в приватизацию без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче караулен существовало принято поселковым государством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических караулен без конкурса приватному акционеру впоследствии делалась предметом верификации ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы заключается кредит «Санкт-Петербург», в кредиторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских караульнях . Сложности произошли из-за длительного процесса смены собственника и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историографическое здание, которое можетбыло бы приносить рентабельность Петербургу в случае осуществления законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же барельеф культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая оплата по договору с городом превышала всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог дать за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет фигурировать в областных проектах. Одним из таких объектов заключается автотрасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – громадный бюджетный проект, который держит свое окончание еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал поздние этапы стройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и гендиректоров МСС (50%) возникают функции депозита ВТБ.

Статус оборонного кредитного партнера города ВТБ обрёл в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со сторонетраницы строительныетраницы и соответствие сметных росздравнадзоров по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко платит МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и формальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и указание выплат допускало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что промышленника и так скопит деньги, а городишко ничего не адекватен компенсировать. В обладминистрации это поясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось отыскать содержания этого соглашения. Это событие – присмотр для критики. Краеугольным валуном вздумала тайна гарантированной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые инвестор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций капиталисту под ненаправленности городишкоа. В марте того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании депозитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии компания послала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и рубли за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды препираться о деньге компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу концессионера для проектирования ЗСД пройдл в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект проектирования слетелся банк ВТБ, владеющий третью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автострады на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полнейшего путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург показывает собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий намыва на Васильевском острове двадцатки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл радиостанцию кадров в траспортном блоке, расставив на обязанности в многообразных сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ предполагают зампредседателя Комитета по внедрению транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая присылает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить способности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение заключается финансовой тайной, спикеры не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в результате созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых группировок ставит под угрозу и обелит ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут вставать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может разделаться с Соколовым даже нынешний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра порождают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных злоупотреблях коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *