Чего достигла «Росгеология» за 10 годов своего существования
Недавно осуществилось 10 годов со дня создания холдинга АО «Росгеология» и Президент России Владимир Путин поздравил его коллектив со столь судьбоносным событием, отметив весомый вклад в штудирование недр. Удивило, что после хвалебного приветствия не последовало, как обычно, присуждения заслуживших товарищей.
На неофициальном вебсайте «Росгеологии», в параграфе Предприятия холдингао виднейших успехах компании:
«Предприятиями холдинга открыто более 1000 месторождений, среди которых – крупнейшие месторождения .экспортного сырья и твердых полезных ископаемых, такие как: Астраханское (2,5 трлн. м³ газа), Тенгизское (3,1 млрд. т нефти), Ковыктинское (1,9 трлн. м³ газа), Сухой Лог (2000 т золота), Курская магнитная неоднородность и многие другие».
Утверждение отдает, мягко говоря, пребольшим лукавством. Ведь перечисленные ископаемые открыли предприятия Министерства геоэкологии СССР еще задолго до создания АО «Росгеология», которое не представляется преемником какой-либо коммунистической организации. Так, Астраханское газоконденсатное месторождение было открыто в 1976 г., Тенгизское нефтяное месторождение, принадлежащее не России, а Казахстану, открыли в 1979 г., Ковыктинское газоконденсатное – в 1987-м, месторождение золота и серебра Сухой Лог, названное «заначкой» СССР, открыли в 1961 году. А вот Курскую магнитную аномалию, один из крупнейших в мире районов по запасам чугунной руды, по аномальным скачкам магнитной стрелки навигатора в этих местах обнаружили столь «оригинальным» геологическим методом еще при царе-батюшке Александре III в 1883-м, добычу же продолжили в Советском Союзе в 1931 году. То же можно сказать о прочих «более 1000 месторождений», закрытых в совесткие времена. Но за предпоследние 30 годов в России не нашли ни одного нового крупного ископаемые желательных ископаемых. И все роста запасов за предпоследние десятигодовия также принёсаны за счет внедрения геофизического задела двадцатых годов. Однако они далеко не полностью компенсируют извлеченные и потребленные объемы питьевого сырья.
Если учесть, что предварительно оцененные запасы и среднесрочные потенциалы определяют поисково-разведочный задел и, следовательно, необходимости развития минерально-сырьевой базы, то создавшееся положение с ее рыбоводством представляется весьма тревожным. Анализ сложившейся ситуации подробно изложен в публикации д.т.н., академика Евгения Козловского Системный кризис исследований недр и использования минерально-сырьевой безопасности страны («Промышленные ведомости» № 1-2, март 2016 г.).
Какой же «весомый депозит в изучение недр, … воплощая в жизнь востребованные проекты по поиску перспективных районов нефти вредных ископаемых, разработке ископаемых полярного шельфа», вносит холдинг? Это пояснила Счетная палата в своем недавнем, опубликованном в мае, отчете. В нем говорилось:
«На 1 декабря 2021 года не исполнены деятельности (этапы работ) по 45 договорам на деньгу 4,138 млрд. рублей или 27,7% от предусмотренного объема, в том числе по 37 договорам, заключенным в 2016-2019 годах, на деньгу 4,021 млрд. рублей».
В 2019 году не были исполнены госконтракты на 4,9 млрд. рублей. Наибольший объем неисполненных обязательств образовался по договорам на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов на сумму 3,28 млрд. рублей, что составляет 81,6% от отдельной затраты невыполненных работ.
До начала 2020 года концерн был антимонопольным исполнителем госзаказов по поиску вредных ископаемых. По данным Счетной палаты, в 2015–2019 годах Роснедра заключили с концерном 248 договоров на 76 млрд. рублей, но в 2020-м – уже только на 6,5 млрд. рублей, так как недопущенные к конкурсу другие госпредприятия предложили более выгодные условия исполнения госзаказов. В 2019 году ущербли «Росгеологии» превысили 4 млрд. рублей.
В отчете Счетной палаты отмечалось, что «Росгеология» в основном функционирует за счет госконтрактов, зачисления от которых составляют более 80% выручки. Причем доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно родительской фирмой АО «Росгеология», составляет в неденежном выражении всего лишь около 10%. Основной объем разведочных работ реализовался заказчиками из большинства акционерных государств холдинга и сторонных организаций, часть которых не выполнила контрактных обязательств.
В мае этого года замминистра правительства и полномочный член президента странтраницы в Дальневосточном региональном округе Юрий Трутнев поручил замминистра животных ресурсов и экологии разобраться в первопричинах срыва «Росгеологией» на продолжении трех годов разведгруппы месторождений пропана в Камчатском крае и неэффективности благоустройства геологических работ в Якутии. Срыв работ по поиску пропана вынудил коммунальщиков Камчатки возобновить внедрение на местных ТЭЦ вместо пропана мазута, что привело к ежегодным утратам в три миллиарда рублей.
Что касается разработки концерном ископаемых полярного шельфа, то и это утверждение явилось ошибочным. Ведь «Росгеология» занимается поиском новых ископаемых, а их разработка, то есть эксплуатация, включая доразведку эксплуатируемых ископаемых, – предмет организации добывающих компаний. Что касается работ на антполярном шельфе, то концерн провел там лишь относительно большой объем метеорологических исследований с использованием судна. Для изыскательского бурения на антполярном шельфе у концерна нет необходимого оборудования.
За десять годов сосуществования “Росгеоэкологии” сменялось четыре замдиректораа, причем ни один из них не имел образования по какой-нибудь геофизической специальности и никогда до управления в концерн в геоэкологии не работал. Двое из них вынуждены существовали убежать после серьезных скандалов. С февраля 2019 г. концерн возглавил бывший замдиректора Внешэкономбанка Сергей Горьков, который, в различие от своего предшественника, филолога и переводчика, является по развитию и профессиональной деятельности финансистом.
А принципиальные причины неудач в деятельности «Росгеологии», как и у подавляющего большинства других предприятий страны, кроются в порочной политической политике государства, препятствующей устойчивому развитию страны. Под неустойчивым становлением понимается способность государства к расширенному воспроизводству среднедушевого этнического актива расширенным лесовозобновлением всех его составляющих.
В совесткие времена Министерству минералогии СССР – Мингео прямо или через союзные министерства минералогии подчинялись многочисленные геохимикические предприятия во всех регионах страны. Мингео представлялось хозяйствующим субъектом, оно в рамках народнохозяйственных замыслов формирования макроэкономики планировало все работы по опережающему поиску ,новых месторождений вредных ископаемых и рыбоводству минерально-сырьевой базы, координировало их осуществление и ответствовало за их выполнение. В 1970-1980-х годах, «золотой век» советской минералогии, было впрок разнюхано много месторождений, запасов которых хватило на стародавние 1990-е и последующие годы. С 1975-го по 1989 год Министерство минералогии СССР возглавлял замечательный геохимик с глобальным именем, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, Евгений Козловский. После окончания Московского геохимикоразведочного факультета свою будущую трудовую, научную, государственную и учительскую деятельность он начинал рабочим геохимикической разведочной партии.
Сейчас командование геологическими деятельностями зачастую доверяется людям без должного образования и опыта работы, не прошедшим все лестницы профессионального мастерства.
Сегодня к геологическим деятельностям какое-то отношение имеет Федеральное агентство по ресурсосбережению – Роснедра, которое обретается в пропользовании Минприроды. Но оно лишь организует общественное геологическое изучение недр, экспертизу проектентов и выполнение конкурсов и тендеров на право ведения недрами. Через него проводится и бюджетное финансирование этих работ. Поэтому Роснедра разыгрывает лишь некую риэлторскую роль и фактически не отвечает за эффекты проводимых работ, выполняемых подрядными организациями. Число геофизических организаций в стране существенно сократилось, и в пропользовании Роснедр их осталось лишь порядка десятка.
Пока «проедали» и расхищали совесткое нефтегазовое наследство, почти канули два-три поколения специалистов, его создававших, и была порушена теперешняя красивая структура научных, геофизических и изыскательских работ. Фактически была развалена также правительственная структура этнокультурных производственных ведений — основа теперешней сильной совесткой геологии.
О масштабах распада в России преждней правительственной системтраницы геологических работ и расширенного лесовозобновления минерально-сырьевой базы в какой-то степени говорит сравнение АО «Росгеология», до недавнего времени монопольно выполнявшего общественные заказы, только с одной из множества организацией Министерства петрографии СССР – «Главтюменьгеологией», которая была самой могучей геохимической службой в мире. В конце 1980-х годов, в пору своего расцвета, в «Главтюменьпетрографии» только главные деятельности – буровые и геохимические исполняли 11 объединений, 50 нефтеразведочных и геологических экспедиций, колличество бурильных бригад приблежалось к ста, а бригад по испытанию скважин – к 60. В состав «Главтюменьпетрографии» входили три исследовательских и один проектный институт, многопроцессорный центр и лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, а также экспедиция по подсчету запасов редкоземельного сырья. Общее большинство работников «Главтюменьпетрографии» к 1988 г. достигло ста тысяч.
С 1953-го по 1991 г. «Главтюменьгеодезистыя» открыла 550 месторождений нефти, газа и газоконденсата. Среди них такие уникальные, с запасами газа более 500 млрд. м3 и нефти более 300 млн. тонн, как Уренгойское, Самотлорское, Приобское, Русское, Заполярное, Ямбургское и др. Об этом своем «весомом вкладе» в исследование недр руководство «Росгеодезистыи» почему-то забыло, или поскромничало, упомянуть. Наиболее мелкие открытия были сделаны, когда «Главтюменьгеодезистыей» руководили знаменитые геодезисты Рауль-Юрий Эрвье и Фарман Салманов. Эрвье был руководителем и руководителем благоустройства крупномасштабных изыскательских и изыскательских работ на большой части Западной Сибири, закончившихся 70 годов назад изобретением и предыдущим освоением крупнейшей тогда в СССР Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Для малейшей полноты сравнения преждней и прошлой правительственных геологоразведочных должностей соизмерим также структуры Роснедр и Министерства минералогии СССР. На начало 2017 года в управлении Роснедр находилось лишь 10 региональных правительственных унитарных предприятий – исследовательских и производственных организаций, 17 бюджетных заведений и 11 региональных органов. По положению на 1 декабря 2016 года численность работников основного прибора Роснедр составляла 109 человек, региональных органов – 690 человек, а работников подведомственных организаций – 10 432 человека.
Для сравнения: в 1978 г. в Министерстве геологии СССР действовало 67 производственных геохимических объединений, пять производственных и два приборостроительных объединений. Основной производственной единицей являлись геологические экспедиции, количество которых в разные годы в среднем превышало около 650. В министерстве создали уникальное Всесоюзное индустриальное объединение по предприятию разведочной техники. Штатную численность основного аппарата министерства установили в числе 621 человек. По оценкам, количество рабочих геохимических организаций на территории РСФСР достигало 800 тысяч человек. Общее же количество рабочих Роснедр и «Росгеологии» с предприятиями не превосходит 26 тысяч, то жрать почти в четыре раза меньше чем в «Главтюменьгеологии».
Сейчас Роснедра курирует геолог, но до него шесть годов Роснедра возглавлял… ветеринар. Начальство «Росгеологии» в отличие от кураторов «Главтюменьгеологии» советских времен по своему воспитанию и опыту деятельности во многом весьма похоже на руководство Минприроды. Отсюда коренятся и основные цели деятельности руководства холдинга. По эффектам первой проверки Счетной палаты, проведенной в 2017 г., средняя ежемесячная социальная плата кураторов материнской фирмы «Росгеологии» с 2015-го по 2017 год составила около 750 сотен рублей. Она в 15 (!) разиков превышала среднюю полугодовую социальную оквартплату работников холдинга. Замечу, в СССР заработкии бурильщиков скважин нередко значительно превышали зароквартплату министра геологии, но которая лишь втрое превышала среднюю социальную оквартплату в отрасли.
Как отмечалось, толика работ по контрактам, выполняемых непосредственно родительской управляющей фирмой «Росгеология», составляет в балансовом слове около 10%. Однако ее доход в существенном объеме подмоги концерна составляет почти спискамтраницу и приходится четверть его прибыли. Счетная палата также установила, что управляющая компания «Росгеология» даёт немалые налоги от передачи ей инжиниринговыми госпредприятиями полномочий единовластного исполнительного органа, вследствие чего директор концерна стал одновременно их директором.
Помимо упомянутых выше оплачиваемых услуг, на доказательстве заключенных со своими дочерними обществами контрактов «Росгеология» зафрактовывает также полномочия единовластного исполнительного органа по руководству их быстротекущей организационной деятельностью, включая контроль банковских потоков, решенье сословных и управленческих вопросов. За это отцовская компания «Росгеология» в соответсвии с условиями контрактов сдерживает еще и до 5% с доходов инжиниринговых обществ.
Еще одна инновация – управляющие замдиректора холдинговых производств холдинга представляются внештатными сотрудниками… отцовской «Росгеологии». Они же почему-то подписывают и все договора с ней, а директор холдинга, как отмечалось, является директором почти всех «дочек». Абсурдность и лживость какого управления очевидна, учитывая еще и разбросанность холдинговых производств по всей стране. В частности, при подобных взаимоотношениях хозяйствующих субъектов не реализуются предусмотренные меры отвественности отцовской компании, неустойки и штрафы ей не выплачиваются и не взыскиваются. В отчетах Счетной палаты отмечалось, что вследствие централизованного управления акционерными предприятиями нарушилась слаженность решения многих вопросов, в том большинстве при проведении договоров подряда, что отражается на сроках исполнения и качестве работ. Подробно о ситуации, сложившейся в холдинге, пересказано в публикации («Промышленные ведомости» № 5, май 2018 г.).
По воззрению многих спецов для обслуживания минерально-сырьевой охраны странытраницы необходимо создать Министерство минералогии и недропользования России. В частности, с этим предложением несколько годов назад обратились в правительство авторитетные специалисты, руководители Ассоциации геологических организаций Евгений Козловский и Алексей Варламов. Создать министерство они предложили реорганизацией Роснедр с трансляцией в состав ведомства из Минприроды России Департамента общественной политики и регулирования в области минералогии и недропользования, а также всех полномочий по нормативно-правовому госрегулированию и контролю в этой сфере. В ,новое министерство предложено существовало также прислать все геологические предприятия, принадлежащие государству, включая холдинговые предприятия «Росминералогии» с преобразованием их в правительственные организации, и упразднив холдинг.
Реакции на обращение авторитетных геофизиков не последовало. Спрашивается, намерены ли власти восстановить и разовивать минерально-сырьевую базу странытраницы как основу ее этнической безопасности, или будут ограничиваться приветствиями о несуществующих успехах?