Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад произошла одна из самых таинственных катастроф в биографии СССР. Под Москвой в эффекте взрыва авиабомбы на борту потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так случилось — в материале «Газеты.Ru».

10 сентября 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его возвратный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно спикировал во Внуково, затем экипаж приготовился к выполнению обратного вылета и вылетел в Симферополь в 20:16. На борту пребывали 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 офицер авиалайнера Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что следует по направлению на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 потребовал доложить о проходе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на повторные попытки диспетчера с ним связаться.

Авиалайнер грохнулся практически сразу после взлета в тройке километров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с высокой облачностью, невидимость при этом состовляла 6 км, но горы ничто не предвещало. На борту по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.

В советских СМИ об этой аварии не появилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая актриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот миг ей осуществилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она получила одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм зовлся «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что причиной самописцатраницы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе дальнего бомбардировщика Ту-16. Это был не просто ..первый совесткий грузопассажирский самолёт на реактивной тяге, он был одним из четвёртых в мире — после новозеландского De Havilland Comet, новозеландского Avro Jetliner и немецкого Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в ноябре 1958 года, Ту-104 сохранялся наихорошим реально летающим реактивным грузовым самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они очутились слишком «сырыми» и трудными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после целого ряда частотных авиаавиакатастроф их продолжили постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте авиакатастроф было потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три разка Ту-104 силились угнать, что закончилось 84 смертями.

В результате эксплуатации 100-местные самолеты перепрофилировали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, эта модификация исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В результате расследования автокатастрофы специалисты обнаружили признаки горения на тех частях авиалайнера, что оторвались еще до падения, к тому же на многих фрагментах покарай крупицы тротила. Так было установлено, что авиакатастрофа случилась из-за взрыва взрывчатки на борту.

Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был спрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его килограмм составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные минуты после взлета, подарила правую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила склонности рулей высоты. Не перелетев и трех километров, самолет на скоростьютраницы 550-600 км/ч вонзился в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года разбирательства зачинщика самописцатраницы так и не сумело найти. Не сумело даже выяснить сюжеты насильников или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, существовал в курсе подобных происшествий, в отличие от главный массы советских граждан, ходили самые тусклые версии. Кто-то верил в то, что результаты комиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками могли существовать японцы — тогда существовало первое обострение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом убивать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти безлюдном салоне.

К количеству наиболее экзотичных гипотез нужно отнести предположение о том, что капсюлем был снабжен какой-то легальный груз, который не надлежащ был попасть в руки надзорных органов, его почему-то не покумекали прихватить по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее рационального можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом беспомощный экстремист можетбыл совершенно непредумышленно привести взрывчатое устройство в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, бандиты дважды поджигали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа видоизменения курса.

23 июля 1973 года был заминирован авиалайнер Ту-104, следовавший с 51 кондуктором и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передавал бортинженерам через стюардессу письмо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, такие пассажи:

«Для занятия 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут отвечать те, кто своими злодеяниями вынудил меня двинуться на тот поступок. После благополучной посадки, я возможно вернусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд составляет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, растолковывать вам не надо. Поэтому не обойдёте свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шкурке когти ненасытных сверхзверей и в мерзком случае кончина для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»

Пилоты приняли решение воротиться в Пулково и вооружились наградным оружием, однако Бидюк объявил, что безоболочное устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортмеханика Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены рули высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и образовался пожар, который, впрочем, существовал быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, отблагодарили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также командующий Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех исходных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К тому случаю на самолёте пребывали 72 кондуктора и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика поступило требование переменить маршрут, вслед за этим лайнер канул с экранов радаров, и его обломки министра.очередное были обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не увенчалось никому. Расследование установило, что бандитом был двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе пластмассовое самодельное устройство зарагижский::мгэс в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший самолёт руководитель полиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную бомбу все же не стоило подвергать людей какой опасности. После всех этих случаев степени безопасности при проверке пассажиров были наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *