Следственный комитет России (СКР) начал проверку по факту инцидента, произошедшего с самолетом Ан-12, перевозившим концентрат драгоценных металлов. По предварительным данным, при взлете из-за смещения груза у самолета оторвало створку грузового люка, через который выпало почти 4 тонн слитков Доре (технологический сплав золота и серебра). Свою проверку начала и транспортная прокуратура.
Авиапроисшествие произошло около 12:50 по местному времени (6:50 мск) в аэропорту Якутск. Как сообщили в СКР, грузовой самолет Ан-12 выполнял рейс по маршруту рудник «Купол»—Красноярск. По предварительным данным, в момент взлета при наборе высоты сорвало створку люка и на взлетно-посадочную полосу (ВПП) выпало 172 золото-серебряных слитка (весом 3,4 тонн). Всего же на борту Ан-12 находилось около 9,3 тонн драгоценных слитков.
По оценке экспертов, если в слитках порядка 70% серебра, то весь груз мог стоить $122,6 млн.
По некоторым данным, Ан-12, перевозивший ценный груз, принадлежит авиакомпании «Нимбус». Однако глава компании отрицает принадлежность Ан-12 к «Нимбусу». «Это воздушное судно нам не принадлежит и нами не эксплуатируется»,— заявил “Ъ” директор «Нимбуса» Алексей Тресвятский, отметив, что самолетов Ан-12 в парке авиакомпании нет. «У нас только ТВС (модификация Ан-2.— “Ъ”), мы — малая авиация»,— сообщил господин Тресвятский.
Причиной происшествия могла стать неправильная фиксация груза. Створка грузового люка упала на территорию одного из местных авторынков без построек и транспортных средств, поэтому никто не пострадал и материальный ущерб не был нанесен. Вскоре после этого участок ВПП, на которую высыпались слитки, был оцеплен местной полицией.
Известно, что Ан-12 с остатками груза на борту, благополучно приземлился в аэропорту Магана, расположенного в 12 км от Якутска. В якутском аэропорту сообщили, что Ан-12 к полету готовили техники, входящие в состав экипажа этого воздушного судна. Подготовив самолет к полету, они заполнили карту-наряд, согласно которому Ан-12 был исправен.
Груз, неправильно зафиксированный в воздушном судне, принадлежит Чукотской горно-геологической компании, входящей в состав канадской Kinross Gold.
Глава московского представительства Kinross Gold (разрабатывает «Купол» на Чукотке) Станислав Бородюк сообщил, что весь выпавший из самолета груз собран. При этом он отметил, что находившиеся на борту самолета семь членов экипажа и два представителя компании в ходе инцидента не пострадали.
По словам господина Бородюка, будет проведено собственное расследование с участием авиаперевозчика, и по его результатам компания «будет решать вопросы по качеству и безопасности авиаперевозок, ужесточать требования» (цитата по «РИА Новости»). «Следственными органами Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ по данному факту проводится доследственная проверка»,— сообщили в ведомстве. В настоящее время СКР и транспортной прокуратурой проводятся проверки, по результатам которых будет принято процессуальное решение.
На Чукотке готовят золотое слияние
По неофициальной информации, Highland Gold Романа Абрамовича и канадская Kinross Gold могут заняться совместной добычей золота на Чукотке. Highland Gold нужно с нуля разработать месторождение Кекура (до 2029 года), а у Kinross есть золотоизвлекательная фабрика и месторождения, запасы которых исчерпаются к 2021 году.