В России финишировала грандиозная реформа структуры госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более серебристыми и динамичными. Но у улучшений жрать второе дно, грозящее перечеркнуть богоугодные намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых динамичных структур росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная оснастка пройдала в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество методов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт нормативные щёлочки для соглашения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся увеличение числа неценовых способов продаж до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые поставки и поставки у единственного поставщика будут и далее проводиться в упаковочной форме.
Кардинально уменьшится большинство документов, желательных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.
Вводится единная универсальная структура предварительной квалификации организаторов всех торгов, начальная себестоимость которых превышает 20 млн рублей.
На нынешний день для каждого вида покупок действуют свои дополнительные условия для соискателей на победу. После введения в мощь поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.
Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некомпетентных субподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.
– Например, при подготовке к базарам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупнают фунты до деньги в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой отрасли представитель торговой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка современных голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним новшеством станет сокращение непременной доли покупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что следующий участок направлен на формирование малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что понижение обязательной доли поставок у субъектов малого предпринимательства понизит облигация этого коррупционного бизнеса.
– Если из тех 25 процентовентов до конкретных малейших производств дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов возбуждают скрытые вопросы реформы. Пока организаторы рынка ,пытаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и коммерции РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной юридической базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном телепорте проектентентов институциональных институциональных коитусов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле госпродаж товаров международного происхождения» и № 2014 «О малейшей необязательной доле госпродаж полиэтнических товаров и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга предлагают аннулировать ограничения на поставку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (кремниевых лазеров). Они применяются в структурах полуавтоматической переработки данных экранов и проекторов, телевизионных камер, частей устроений сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и приборов естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на продажи импортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, представители Минпромторга говорили, что какой шаг нужен для обслуживания охраны данной энергоинформационной коммуникации страны.
Ожидается, что из запретительного перечня будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связитраницы или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных приспособлений не менее 1 процента будут отечественными. Но изготовление росийских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.
В проектенте поправок тот район сменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и радиоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетитраницах связи». Согласно правительственному классификатору, в их число воходят предыдущие устройства: прочие мобильные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены квот на закупки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на госзакупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств закупать для клиник в 2021 году не менее 30 процентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок уменьшает эти цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.