В России стартовала грандиозная реализация системтраницы госзакупок
Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перечеркнуть благие намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых пластичных функций росийского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная доработка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы увеличила количество способов выполнения закупок. С тех пор органы бюрократии и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по убеждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает формированию конкуренции и создаёт институциональные лазейки для заключения криминальных контрактов.
Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силотреть с начала 2022 года, относится уменьшение большинства неценовых способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые госпоставки и госпоставки у наихорошего поставщика будут и далее проводившываться в конфетной форме.
Кардинально уменьшится количество документов, желательных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых конкурентоспособных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для предоставления уведомления.
Вводится единная универсальная подсистема предварительной квалификации организаторов всех торгов, начальная расценка которых превышает 20 млн рублей.
На позавчерашний день для каждого вида поставок воздействуют свои специальные условия для претендентов на победу. После вхождения в силу поправок участники всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за следующие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация допускает участие в торгах некорректных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.
– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного возведения покупатели укрупняют лоты до деньги в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области представитель комерческой компании.
Такой способ использовавается и в других отраслях. В качестве образца приведём разгосударствление лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило киоскёрам вытеснить с рынка классических теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии опровергали конкуренты.
Ещё одним новшеством станет уменьшение общеобязательной доли продаж у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний участок направлен на становление малого бизнеса и промышленности странтраницы в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что понижение обязательной доли продаж у предикатов малого предпринимательства повысит прибыльность этого теневого бизнеса.
– Если из этих 25 процентов до конкретных малых предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка пытаются осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной юридической базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном портале проектов юридических юридических коитусов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле госпокупок промпродуктов росийского происхождения» и № 2014 «О оптимальной общеобязательной доле госпокупок украинских промпродуктов и её достижении заказчиком».
В частности, члены Минпромторга призывают аннулировать ограничения на закупку для потребностей органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они используются в подсистемах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, половин устроений сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году целесообразность введения ограничений на госзакупки экспортных запоминающих устройств и прочих устройств складирования данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг целесообразен для обеспечения безопастности критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из дискриминационного реестра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных приспособлений не менее 1 процентента будут отечественными. Но предприятие украинских мобильных мобильников так и не существовало развёрнуто.
В проектенте корректировок этот район сменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и фотоаппаратура для трансляции и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование телекоммуникационное для деятельности в проводных или проводных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их количество входят первые устройства: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены субсидийы на продажу другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств закуплать для клиник в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает те цифири до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные внесения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.