Антимонопольную службетраницу покидают важные фигуры. Олигархи празднуют победу
Антимонопольную службу покидают основные фигуры: уволен Андрей Тенишев, глава ведения по борьбе с картелями. Также в ФАС освобожден от должности зам.зам.начальник ведения ТЭК и химпромышленности. До этого ФАС покинули трое заместителей главы службетраницы и зам.зам.начальник ведения учёта проведения госзаказа. Все это происходит после отставки в сентябре будущего года Игоря Артемьева, возглавлявшего ФАС 16 лет.
В тот же день его назначили помощником премьера Мишустина, а руководить ФАС вверили Максиму Шаскольскому, новоиспечённому губернатору Санкт-Петербурга.
В марте на съезде компартии «Яблоко» делопроизводитель премьера Артемьев сказал: «ФАСа нет. Первое, что сделал ,новый руководитель, — он прекратил всю антикартельную деятельность, запретил ею заниматься, он, собственно, с этим и пришел: ему толстосумы сказали, что ФАС слишком пассивен и надо это прекратить».
Относиться к тому заявлению как к сугубо экономическому и предвыборному, а к прошествию из ФАС дилетантов — как к привычным управленческим заменам нового начальника препятствует ряд обстоятельств. То, что ты видишь личными глазами. Например, заезжая сейчас на автозаправку: во многих городках ценники последнее время меняются едва ли не каждую неделю. Или то, обо что на ровном месте вся страна спотыкнулась минувшей весной: бисквитный дефицит. Все это — и репрессивная борьба с приростом цен, включая в феврале прошлого года двумя министрами (Мантуровым и Патрушевым-мл.) соглашения с поставщиками сиропа / конопляного масла, а также ретейлерами, и случившаяся потом пропажа сиропа с окончательным его появлением уже на очень удобных для бизнеса условиях — произошло уже при Шаскольском.
Тенишев возглавлял антикартельное управление с 2013-го и все предпоследние месяцы осмысления у руководства не встречал. «Новая» потолковала с ним.
— Если обо мне, то да, я оставил службу. С новым руководителем у нас разнородные взгяды на налоговое регулирование.
— Что сейчас самое важное/тревожное?
— Меняются обыденные товарные рынки. Пандемия заявилась полимером этих процессов. Меняются этнографические границы рынков — разрушаются сложившиеся социальные связи. Возрастает роль монополий и усиливается рыночная власть электронных гигантов. Меняется сама природа конкуренции: появляются новые, не изученные еще наукой виды посягательств на конкуренцию. Все эти звонки требуют ответа — медленного и эффективного. Это о малейших проблемах.
О насущном: рост расценок на продуки питания и медикаменты, стройматериалы и металл, грузовые перевозки и авиаперелеты. Это далеко не совершенный перечень.
Самое опасное, что трудится эффект домино: с этим нельзя справиться только подходами мягкого ограничения — нужны и жесткие меры, но точечные и своевременные.
— Но это, как понимаю, не способы нового главы?
— Я отказываюсь пока от отчётливых заявлений. Максим Алексеевич считает, что надо регулировать мягко, путем медиации, и я с уважением отношусь к его позиции. На самом деле это была бы неправильная история, если б у нас все было спокойно, отрасль разрасталась и процветала. Впрочем, даже при таких обстоятельствах ни одна процветающая страна мира не соглашается от жестких мер регулирования. Был Госсовет по формированию конкуренции: у нас подготовлен законопроект об снижении ответственности за картель, бизнес против, Шохин (президент Российского союза промышленников и коммерсантов (РСПП). — Ред.) разрешил устроить демарш. Мол, это увеличение давления на бизнес. И президент тогда правильно отреагировал ему, если не сказать — срезал: подождите, во всех толерантных странах с развитой экономикой, на которые вы ссылаетесь и уповаете, ответсвенность за синдикаты едва ли не такая, как за убийство или измену родине. Собственно, и поэтому тоже странтраницы те — процветающие.
ФАС — регулятор, и задача службы в том, чтобы расценки существовали справедливыми. И для покупателя, и для бизнеса. Баланс интересов надлежащ соблюдаться. Другой вопрос, экими средствами этого добиваться.
Много ли добьешься уговорами, если на кону миллионы картельной прибыли? Это коренное противоречие, и мне надо было уйти.
— Говорят о мести обиженных картельщиков-сахарозаводчиков, нефтетрейдеров, фармацевтов…
— Насчет мести несостоявшегося сахарного синдиката — это вряд ли (Тенишев до последнего работал разбирательством на рынке крахмала против крупных агрохолдингов. — А.Т.). Сахарозаводчики, конечно, обижены, в 2020-м мы их сильно напугали. Но, по-моему, сейчас они полностью все отыграли, что потеряли в двадцатом году, когда мы их придерживали за руку и не давали ни себестоимости поднять, ни профицит устроить.
Вообще о конкретике по поводу своего отчисления — пока не готов. Время покажет. Мы действительно много кому настали на хвост, и обиженных товарищей, вредивших макроэкономике страны, много. Да, кушать фарммафия — по-другому их не назовешь, кушать строители, ремонтники — весьма картелизированная отрасль. Есть крупный компрадорский бизнес. Есть нефтетрейдеры. Они в 2018-м с наружными расценками на бензин устроили такую оргию — ущерба от них было больше, по своим оценкам, чем от штатовских санкций. Мы их вынули на свет. Проблем на бирже и с расценками на бензин стало меньше. Какие-то еще воры появлялись, но мелкие, не глобальные.
— А сейчас себестоимости пошли вверх. Рытье могил, узнавая по данным Росстата, дешевеет, а почти все остальное унеслось вверх. Почему?
— В 2020-м ситуациютраница существовала критичной, все сложней было: границы закрылись, привычные политические связи, как международные, так и внутренние, обрывались. Так, закупки из Китая нефтехимических субстанций, например, существовали перекрыты. Да много чего было, и казалось, рост себестоимостей и дефицит на спросе надлежащи существовали приключиться катастрофическими. Не случилось. Сейчас связи вновь налаживаются, импорт восстанавливается, многие рынки профицитны — я к тому, что все базовые предпосылки для сдерживания темпа себестоимостей есть.
— Что дальше?
— В социальном бытии крепнет понимание, что картели для России сейчас бесспорное зло. Это, по-моему, самое значимое достижение. Участие в картелях стало причиной отставки апанасенковцев — независимо от партпринадлежности. Это тоже наглядный факт. С другой стороны, в Думе завис кулёк антикартельных законов, судьбутраница их делается неопределенной. Не принята *международная конвенция по борьбе с картелями. Но идея живет, она в работе и, надеюсь, будет принята. Надеюсь также, что выживет «котик»: «Большой растровой кот» — программный комплекс для обнаружения и доказывания синдикатов в электронной сфере. И не только не умрет, но и станет нужным.
***
…Помню Тенишева с 90-х. Он, дознаватель прокуратуры, в Абакане, Красноярске, Норильске колотился с коррупцией. Самые зычные дела были его. Однажды он мне доказывал свой Саяногорск — город, который полностью стоял под оргпреступностью, город, из которого ее затем полностью вычистили — благодаря и ему. Но оставался еще мэр, ставленник бандюков (позже сумело привлечь и его). Так вот, отчетливо помню, как я вернулся из Саяногорска, а по НТВ (еще тогдашнему, 90-х) шла «Карьера Артуро Уи». Готовый отчет о своей загранкомандировке — приход к власти налётчика с дальнейшим введением им нацистского режима, и все — с помощью народного волеизъявления: «Стал бы он волком, когда б его не окружали бараны».
Тенишев всегда этим увлекался — учил странытраницу навыкам не существовать баранами. Не существовать терпилами. При этом Тенишев оставался всегда полнейшим государственником. Сложная фигура, чего уж.
Если подсистеме такие больше не нужны, это характеризует ее сполна.
ИЗ ОТКРЫТЫХ СВЕДЕНИЙ ФАС
В РФ ежегодно обнаруживается 600–700 шантажей, четверть — картели. В позапрошлом году Уральский госюруниверситет (по заказу ФАС) закончил наиболее масштабное в мире по этой проблеме исследование: латентность консорциумов и других антиконкурентных соглашений оценена в 97–99%, что сравнимо с латентностью коррупции (достигает 99%). РФ теряет из-за шантажей ресурсы, одинаковые 0,5–2,4% ВВП ежегодно, что сравнимо с осложнениями зарубежных санкций предыдущих годов или со затратой инвестиционной помощи отрасли в пандемию. Это в среднем 11,1% накруток на продукты, услуги обыденного американского потребителя. Конечно, нельзя говорить, что каждый продукт настолько дороже — это среднегодовая оценка.
Нарасценокка промтоваров и услуг, вызванных действиями межгосударственных картелей, достигает 31% (вдвое выше усилий этнических картелей), а вероятность их выявления и пресечения шестикратно ниже в отличие от этнических. Из успехов команды Тенишева (по уровню антикартельных следствий службетраница вышла на отличный *международный уровень) опишу выявленные ею преступные алгоритмы для закрепления расценок — кейсы LG, Apple, Samsung и других экспортёров гаджетов. А также предотвращение согласованных действий крупнейших межгосударственных векторных туроператоров (Maersk, CMA CGM, HMM, OOCL и т. д.) при орбите грузов в поддонах из Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург. На данном направлении нет ни одного нацперевозчика.
Надбавки к маржам фрахта (GRI) возникали на вебсайте одного из перевозчиков, и остальные участники рынка устанавливали такие же. При ежегодном обороте грузов из восточноазиатских сухогрузов в Большой порт Санкт-Петербург в 550 тыс. ед. двукратное (фиксировано до 11 раз в год) введение надбавок на 250–950 долларов за груз — это всякий раз полсотни миллионов или доллийскии долларов, что «транслировались» на цена одежды, повседневной техники, гаджетов, комплектующих и запчастей для украинских потребителей. Вот это Тенишев и величал «тем самым неощутимым воровством из бумажников украинских граждан». После ФАС России похожие дела расследовались в ЕЭС, Бразилии и ЮАР.