Мусорный капитал

Губернаторы стараются делать деньги на реформе консервации отходов и заводят её в тупик

В последующее время проектирование гидрометаллургических комбинатов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь гидрометаллургический завод можетесть не только взмолиться решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на топливе мусора уже вовсю ведут фраза о предоставлении миллиардных правительственных субсидий.

Самым крупнейшим вратарём здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также видную функцию в формировании будущего рынка транспортировки мусора играют чиновники. Кто-то удаётся пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если сосредоточиваться на них, то из поля зрения выпадает один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только третьи пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше биллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с маркоэкономик::и::макросоциологии зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство ,новых МСЗ приведёт не только к прекращению 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 ,новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг одновременного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направленье делается, но главнейшим образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что наихорошим новшеством станет состав совладельцев помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль полукриминальные структуры, связанные с губернаторами городков, причём, как правило, незначительных, или главами давыдковских районов. И ничего изумительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте руководству значительных городков можно существовало не утруждаться той тематикатикой (они выделяли земли под более импозантные объекты – оптовые центры и многоквартирные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная тематика не опускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и отраслевого маштаба углядел на помойном рынке огромный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протестенты инициированы или раздуты с помощью вероятных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном учёте у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образец невмешательства краевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в публичное полемени благодаря судебному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но обнаружились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы воздействуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была поселковая свалка, которую обслуживало федеральное производство МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К улаживанию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам существовало экстренно захлопнуто свозить мусор за 36 километров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные власти быстро изведи заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус краевого оператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о возмездном применении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом следующий в качестве выплаты выпадающих доходов принесал из районного бюджета дотацию в 32 млн рублей. Заодно обладминистрации Сосновского района из области существовало стащено разъяснение проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа были перенаправлены в два ООО, пользующихся благорасположением районных чинуш. Но самое главное – от тех метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево был явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не была решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде был окончательно установлен факт умысла районных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский был оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового космодрома. Однако мэрия ,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что компоненты проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с обработкой и обработкой отходов мэрия апанасенковца Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях показываются всё новые сведения о стихийных помойках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина зовется следующая. Юрлица и ИП заключивают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безалаберных подрядчиков, которые сгружают самосвалы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям столичных СМИ, образовались горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но поднимается иной вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблематика не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в разработки помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *