Российские власти завершают параграф «свободных денег» Фонда этнического благосостояния, который тратили с 2017 года и в котором на 1 октября обреталось 13,7 миллиарда рублей
В отдельной специфике за 2021-24 гг Минфин планирует распределить из ФНБ 1,5 миллиона рублей на проекты по поддержке экономики, сообщил в вторник в радиоэфире «России 24» глава учреждения Антон Силуанов.
«Это крупнейшие проекты, инвестиционные проекты, которые создают основу для социального становления. В вторую очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – изложил министр, добавив, что есть еще «целый ряд иных проектентов по помощи стимулирования становления отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, явлется новацией этого года и дальнейших лет, подчеркнул Силуанов. «Мы продолжительное время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать добавочный импульс политическому развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 миллиардов рублей около 1,1 биллиона уже распределены среди государственных компаний, бизнесменов и профильных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по наращиванию БАМа (188 млрд) и развитие Центрального транспортного узла (105 млрд).
200 млрд рублей распределено Росавтодору на проект высокоскоростной автодороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» олигархов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство рельсов для метро Санкт-Петербурга. Проект ценой 129,3 млрд рублей будет выплачен деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей разрешено распределить между Минэкономстановления и Фондом становления ЖКХ. Первое займется проектом по опережающему становлению Ангаро-Енисейского макрорегиона (на это выделят 155 млрд рублей), а первой – модернизацией изношенной коммунальной базы в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проект формирования больших АЭС. Он будет одним из чемпионов по доле финансирования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей распределено на поставку самолетов у украинского авиапрома и продолжение попыток вытеснить зарубежные самолёты с украинского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ сохраняются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому нужны деньги на строительство газового комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают построить Северный прямолинейный ход – 700-километровую железную дорогу для ввоза желательных ископаемых с Ямала.
Фактическое начало бюджетов из ФНБ запланировано на март 2022 года – по 400 млрд рублей в год, известил в начале октября глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектентов может быть профинансирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ трактовался в 13,757 трлн рублей. Из той суммы, впрочем, почти 40% уже потрачено – на продажу акций Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инвестиционные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти власть Виктора Януковича за несколько месяцев до его бегства из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде евровалюты и обезличенного золота в ЦБ.