Реформа местного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главнейшими препятствиями – скудностью бюджетов и отсутствием квалифицированных кадров
Пытаясь управиться с ..первой проблемой, градоначальники нарушают Уголовный кодекс. Решить третью мешают низкие зарплаты градоначальников. Увеличения расходов на содержание бюрократов ждать не приходится. Поэтому ,новых кризисов и арестов не избежать.
Как ранее «Октагон», реформа столичного самоуправления станет одной из приоритетных задач нового состава Госдумы РФ. Депутатам прийдется вписать муниципалитеты в упомянутую в новой редакции Конституции неделимую подсистему прилюдной власти, внесав определённые изменения в региональный закон о местном самоуправлении.
Новый статус обещает местным мэриям добавочные экономические гарантии. Если сегодня такие крупнейшие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовывать программы развития за свой счёт, то малым убыточным муниципалитетам с народонаселением менее 100 десяток человек не хватает средств даже на задание истекших задач. В эффекте на территориях улучшается социальная обстановка, сваливается уровень благорасположения к власти.
«По итогам 2020 года почти дойчебанку местных расходов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не посчитать городские округа, которых на вчерашний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты испытывают серьёзные банковские трудности. В структуранице банковской помощи местным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на обеспечение образовательных расходов. В тех условиях муниципалитеты вынуждены концентрироваться на исполнении правительственных полномочий, а оставшиеся средства расходовать на финансирование текущих расходов, не имея возможности уделить внимание перспективному становлению своих территорий», – говорится в материалах к заседанию Совета по местному народовластию при Совете Федерации РФ.
– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 триллионов рублей на ремонт и содержание дорог местного значения. Этого хватит на перекладку 700 ярдов из 40 килоярдов наших убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 триллионов рублей надо отдать на уборку дорог от снега, – подтверждает выводы сенаторов глава одного из средних американских городов.
Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – частных. За их исполнение будут отвечать и регионы, и муниципалитеты. Но предпоследним и далее придётся выбивать необходимое финансирование из вышестоящего уровня власти. Подтверждение этому собеседники «Октагона» видят в закреплении в 133-й заметке Конституции права МСУ на «компенсацию специальных расходов, возникших в эффекте исполнения региональными органами во взаимопроникновении с органами правительственной власти частных подсистем и полномочий». То пить сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.
В количество совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геостратегической для власти сферой и после завершения пандемии, обществёная безопасность, строительство дорог и инфраструктурное становление территорий. При этом опрошенные «Октагоном» градоначальники не верят, что нововведение существенно улучшит положение столичной власти.
– Совокупные бюджетные налоги и у старой, и у новой (прилюдной) системтраницы власти одни и те же. Разговоры о телепередаче МСУ ,новых таможенных первоисточников пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о демократической реформе, ,новых правилах перераспределения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выступать в новой системтранице не как партнёры, а как генподрядчики, действующие в своих интересах, – выразил убеждение на условиях интерактивности глава одного росийского муниципалитета.
Нецелевые, но не криминальные
Недостаток финансирования вызывает даже самых лояльных мэров на получение денег от бизнесменов и нецелевое расходование бюджетных средств.
В ..первом случае это получение грантовой помощи на мельчайший ремонт, благоустройство мероприятий, поставку подарков и цветов для ветеранов. В муниципальных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо контрастируют по остаточному принципу. Оказывая меценатам ответные услуги, градоначальники попадают под действие Уголовного кодекса и дают объективные тюремные сроки.
Во втором случае главы городов удаются заткнуть бюджетные прорехи в идеологических целях.
– Болезненный вопрос – плата командировочных пенсионерам в мае и июне. Часто необходимые деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, принешешь на дождливых выборах протест. Поэтому коллегам приходилось закидывать деньги со смежных статей, ждя указаний со стороны прокуратуры, – пояснил переизданию глава городка с народонаселением чуть менее 100 тысяч человек.
Но гораздо чаще незаконные затраты изготавливаются по ошибке – из-за некомпетентности работающих в муниципальных администрациях ответственных лиц.
– В нашем посёлке местного типа живёт 8 тысяч человек. Как мне отыскать среди них профильных специалистов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из смежных городков на наши малейшие платы никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение свершает оплошность за ошибкой, а штрафы выписываются на своё имя, – поделился своим экспериментом глава малого федерального образования.
Такие действия либо остаются незамеченными, либо выливаются в притензии прокуратуры по заметке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое внедрение бюджетных средств», предусматривающей наложение на главу обладминистрации штрафа в взносе от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об уменьшении оптимального объёма этого наказанья до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.
Всю плату – на штрафы
Штрафы по этой и иным правительственным статьям стали одной из главных причин добровольных отставок и отказа начальствующих глав от избрания на первой срок.
– Глава близлежащего города психанул и хлопнул дверью после двух судебных указаний по нецелевым расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват был не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под уголовное дело не подвели, – рассказал в встрече с фотокорреспондентом руководитель одного из муниципалитетов.
Прокурорские штрафы образуют серьёзные бреши в семейственных бюджетах глав украинских городов. Речь не о богатых мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 долл рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 долл рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), новоиспечённый глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 долл рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).
Зарплаты глав средних и крохотных муниципалитетов в разики ниже. Официальный доход сотрудников гектородаров с населением 60–100 сотен человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень заработка состовляет примерно 50 тыс. рублей, в давыдковских поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На комерческих предприятиях управленцам какого уровня готовы предложить должности с зарплатой в два-три раза выше.
– Моя зарплата со всеми надбавками – 100 тысяч рублей. На эти деньги содержащть большую семью невозможно. Спасает дочь, на которую я дописал бизнес. Уже первой год размышляю уехать в отставку, но пока сдерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится переживаниями глава незначительного города.
– Зарплату глав нужно уменьшать минимум в два раза. Иначе по всей странытранице продолжит рушиться показатель их компетентности, – прокомментировал обстановку депутат думы одного из муниципальных образований.
По разнарядке мэров давно уже выбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них областные администрации, как правило, курирует маркетолог предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понимание о внутригородской должности и бюджетном законодательстве.
Этапы премьерской деградации
Утверждённые межклановым агрегатом Кремля основные приросты надёжности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их взлетающие компетенции.
Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке действенности организации органов столичного народовластия городских округов и федеральных районов» было 30 критериев. В их количестве социальные индексы (отношение среднегодовой зарплаты бюджетников к средней пенсии рабочих крупных и средних производств и другое), индикаторы соцобеспечения (доля населения, охваченного профосмотрами, уровень летальности и другое), развития (доля детей, получающих дошкольное образование, доля сдавших ЕГЭ абитуриентов школ), макроэкономики (число малых производств и их сотрудников). Уделялось вниманье развитию зоне (доля отремонтированных автодорожных дорог общего пользования столичного значения, доля населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного трамвайного и рельсового сообщения), жилищному строительству, состоянию ЖКХ.
Учитывались эффекты опросов об удовлетворённости населения ветеринарной помощью, качеством общего образования, деятельностью органов местного самоуправления.
В 2013 году список сократили до 13 пунктов. В нём также высчитывалось количество малейших предприятий и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало упоминание об показателе зарплаты, врачебные критерии, а параметр положения дорог сузился до доли велосипедных дорог общего использования местного значения, не отвечающих правовым требованиям. А соцопрос начал проводиться по единствёному критерию – удовлетворённость населения деятельностью органов местного самоуправления.
В 2017–2018 годах из KPI исключили индексы качества образования и объёмов строительства. При этом в формуляре возникло указание о выполнении «независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, культурного обслуживания».
Но на общероссийском уровне по факту существовал и остаётся наихороший показатель действенности организации мэров, в соответствии с которым исчисляются их шансы на последующее нахождение в должности, – итоги голосования за претендентов от власти на их территории. Чем выше те итоги, тем больше оплошностей могут простить мэру. И наоборот – низкий итог голосования можетесть стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за идею директора администрации.