На рынке грузоперевозок Свердловской области назрел новый скандал. Представитель комитета по транспорту Госдумы РФ Дмитрий Ионин не исключает, что бюджет Свердловской области мог недополучить 1,5 млрд налогов со стороны АО «Федеральная грузовая компания» (учредитель – ОАО «РЖД»). Согласно предположениям депутата, обязательства по созданию 300 рабочих мест со стороны структуры РЖД могли быть не выполнены – якобы в АО «ФГК» были трудоустроены сотрудники иных организаций, заинтересованных в получении вагонов, в связи с чем компания неправомерно получила льготы по налогу на имущество. В самом АО «ФГК» данные сведения опровергают, объясняя трудоустройство сотрудников всех контрагентов необходимостью некоего «обеспечения преемственности производственных процессов». При этом участники рынка вновь сообщают о фактах дефицита подвижного состава и завышения цен на вагоны, а также возможных преференциях определенным компаниям.
Депутат Госдумы, глава профильного комитета Дмитрий Ионин заявил о возможном недополучении бюджетом Свердловской области налогов на сумму 1,5 млрд рублей со стороны АО «Федеральная грузовая компания». Депутат полагает, что компания не имела прав на налоговые льготы.
Как рассказал депутат Госдумы Дмитрий Ионин, ранее «Федеральная грузовая компания» получила от правительства Свердловской области право на льготы по налогу на имущество, взамен этого юрлицо, помимо выплаты НДФЛ, было обязано создать 300 рабочих мест. В 2016 году сумма льгот из областного бюджета составила 276 млн рублей, в 2017 – 644 млн рублей и в 2018 – порядка 600 млн рублей. Однако, по данным Дмитрия Ионина, необходимые 300 рабочих мест не были созданы – в компанию якобы официально трудоустраивались работники других предприятий, при этом сами граждане были не в курсе ситуации.
В частности, это сотрудники ООО «Коноваловский рудник» и железнодорожной станции Смычка. Информация вскрылась по итогам расследования обстоятельств аварии в районе станции Билимбай в марте этого года. Напомним, в марте под Первоуральском сошло с рельсов 10 железнодорожных вагонов, груженых щебнем. Уральское следственное управление на транспорте СКР провело собственную проверку, уголовное дело было возбуждено, но впоследствии закрыто.
«Ответственным за аварию стал некий Смоленцев, сотрудник «Коноваловского рудника». Тогда же вскрылось, что он трудоустроен в АО «ФГК», и все другие работники рудника тоже, о чем никто из них даже не догадывался. Сотрудники сторонних организаций переводились на работу в ФГК. При этом данные предложения рассылались всем предприятиям, кому нужны были железнодорожные вагоны, к примеру, обращались они и в «Первоуральское рудоуправление». Также транспортная прокуратура выяснила, что 10 человек и вовсе проживают в Москве. Так, АО «ФГК» отчитывалось о создании новых рабочих мест, хотя по факту у людей не менялся функционал, это фиктивность действий. Реально поставленная задача не выполнялась. Но на основании этого компания получала налоговые льготы», – озвучил свое мнение Дмитрий Ионин.
Депутат требует, чтобы правоохранительные органы проверили возможные факты мошенничества и уклонения от уплаты налогов. При этом он указывает на затягивание ситуации – в частности, дело оказалось спущено на уровень транспортной прокуратуры и Следственного комитета по транспорту. Ионин требует участия в деле Генпрокуратуры по УрФО а также анонсирует встречу с заместителем генерального прокурора РФ в Москве.
«Мы говорим об ущербе бюджету, а это статьи 159 и 155 УК РФ – мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Дело должно быть передано в Генпрокуратуру. Это не транспортные нарушения, люди трудоустроены и там, и там, это признаки фиктивности трудоустройства», – подчеркнул депутат.
Отметим, 100% учредителем АО «ФГК» (ранее АО «Вторая грузовая компания») является ОАО «РЖД», генеральным директором значится Алексей Тайчер. Компания зарегистрирована в Свердловской области. В АО «ФГК» в ответ на заявления парламентария о вероятной фиктивности заключенных договоров пояснили, что трудоустраивают всех работников предприятий, с которыми заключаются договоры транспортно-логистического обслуживания.
«АО «ФГК» всегда добросовестно выполняло все предусмотренные законодательством требования, в том числе в части трудоустройства сотрудников. Со всеми работниками АО «ФГК» в Свердловской области заключены трудовые договоры, они имеют весь комплекс социальной защиты, действующий для всех сотрудников компании. Механизм работы в рамках комплексного транспортного обслуживания предполагает передачу АО «ФГК» на аутсорсинг транспортно-логистического функционала промышленного предприятия. В целях обеспечения преемственности производственных процессов, а также социальной защиты работников предприятий, которым предоставляется услуга, ФГК нанимает их на работу, выполняя при этом все необходимые со стороны работодателя обязательства», – пояснили изданию в пресс-службе компании.
Отметим, что ранее другие структуры ОАО «РЖД» были уличены в невыплате заработной платы по договорам оказания услуг.
Примечательно, что учредителем ООО «Коноваловский рудник», работники которого тайно для себя стали сотрудниками АО «ФГК», является предприниматель с неоднозначной репутацией Сергей Мазуркевич, владелец ряда компаний в сфере грузоперевозок, ранее пользовавшийся особыми преференциями со стороны дочерних структур РЖД. Напомним, в 2012 году ФАС подтвердила факт создания РЖД дискриминационных условий для участников рынка путем заключения договоров с ОАО «Первая грузовая компания» и «ТрансСибУрал» (учредитель – Сергей Мазуркевич). По мнению УФАС, в течение более полутора лет данные перевозчики имели преимущественное право прохода вагонов на станциях. В результате составы остальных перевозчиков вынуждены были простаивать. Тарифы «ТрансСибУрала», получившего значительную часть вагонов в аренду, по мнению участников рынка, были завышены, в связи с чем ряд предприятий понес значительные убытки. В частности, ОАО «Ураласбест» в 2011 году смогло вывезти только 5-7% своей продукции из-за нехватки подвижного состава.
По данным участников рынка, в регионе вновь наблюдается дефицит вагонов и новые тенденции к монополизации отрасли и повторения ситуации 2012 года. В частности, руководители предприятий области сообщают, что им вагоны даются по 2300 рублей, в то время как для активов бизнесмена Сергея Мазуркевича цена была ниже в 2,5 раза – порядка 950 рублей. На данный момент она выросла до 1200.
Дмитрий Ионин также озвучил мнение, что человек, похожий на Мазуркевича, докладывал в офисе АО «ФГК» о ходе расследования.
«В офисе ФГК уже проводились следственные действия, но в итоге все забуксовало. Предприниматель, похожий на Мазуркевича, заявил, что якобы договорился с транспортной прокуратурой», – предположил Ионин. Сегодня депутат настаивает на необходимости возвращения 1,5 млрд рублей в бюджет Свердловской области, а также проведения объективного расследования. Материалы будут направлены в Следственный комитет и УФАС по Свердловской области.
Отметим, согласно данным ЕГРЮЛ, Сергей Мазуркевич официально является учредителем ряда фирм, занимающихся перевозками: ООО «Уральская транспортная экспедиционная группа», ООО «Транссибуралинвест», ООО «УралТрансСервис».