Крупнейшие соцсети мира тратят на людях миллиарды. Почему они не отстаивают от вражды и убийств?
За одну минуту юзеры Facebook ставят 40 полмиллионов лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы общаться с друзьями, публиковать снимки или прочитывать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный промтовар на площадке — это они сами. Каждая секунда, которую люди проводят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не мешают зарабатывать. в сферах проекта рассказывает, что начинается с неугодными юзерами соцсетей и почему никто не можетесть защитить млрд людей от ненависти и угроз.
Австралийская стриптизерша и писательница Кейтлин ведет страництраницу в Instagram, на которую почти 600 сотен человек. Она публикует рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, девичью грудь с кучей сосков и много других нестандартных работ. Публикации отбирают десятки сотен лайков. Этот профайл — ее метод показать свое исскуство миру и заработать на жизнь.
Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки писательницы формально не соблюдают правил площадки, но это не помогает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько разиков очищали без пояснения причин. Каждый разиков ей прийдлось опровергать службетранице поддержки, что изображение мужского туловища не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.
Еще одна австралийка Селена , что раньше она представала в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от уменьшения профиля.
Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, певицы и работники секс-индустрии признаются, что страшатся публиковать любые фотографии, поскольку в крупнейших соцсетях годами развиваемый блог можно потерять в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего разрешает алгоритм.
Агрессивные алгоритмы Instagram породили концепцию мафиозного бана: уместные посты просто престают показываться в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее мешают соцсетям существовать более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких баннеров никогда не увидят. Сами соцсети не признают существования такого механизма, поэтому и конкретную первопричину отчётливой потери охватов никак не объясняют.
Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного перформанса постов в ленте. С тех ,пор он исправно впарит пользователям одни и те же лица, полностью забывая о сосуществовании других. В пользу гипотезы коррупционного бана, например, говорит биография с разблокировкой профайлов музыкантов на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и сотни других. Их исключили из поиска по тегам и из ленточки рекомендаций. Когда пользователи искали публикации по таким хештегам, на мониторе возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам общества платформы. Позже Instagram официально признал, что критики постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи были скрыты. Сервис обошёлся извинениями. Однако саксофонисты среагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».
Instagram не раз опровергал существованье теневого бана. Но с натуральным скрытием из лент возникли так много пользователей, что доказательство от самой скамейки и не нужно. В чем же причина воинственного выдавливания людей, которые хотят поведывать о своем теле, психосоматических слабоумиях или пережитом опыте суицида? Все они мешают создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.
***
Рынок рекламы в культурных сетиотретях исчисляется тройками триллионов долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому относится Instagram и WhatsApp) и (которому относится YouTube). Только корпорации из США в 2020 году на телерекламу в них 40 триллионов долларов. В 2021 году та цифра до 110 триллионов долларов.
Крупнейшая социальная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 миллиона долларов (на 15 млрд больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 миллиона долларов. По аудитории корпорация оставляет недругов далеко позади: Facebook пользуются 2,7 миллиона человек, Instagram — 1,2 миллиона, WhatsApp — 2 миллиона.
Во многих странах мира Facebook остается главной, если не непреходящей культурной сетью. Она не переживает давления со сторонамтраницы других фирм и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram появились stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо продаёт конкурента, либо копировывает его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая подсистема для соцсети — это прежде всего еще один способ представить пользователю рекламу.
Но площадке важно не только то, как часто показывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с угодным интернетом у соцсетей есть крайне эффективное оружье — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые нарушают слишком много правил за длинное время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не понимает ответов на те вопросы.
Под запрет теоретически попадает громадное количество контента. Например, запрещены изображения дамских (но не женских) сосков, фото ягодиц большим планом и частично или полностью обнаженные тела, в том количестве детские. При этом многие безнаказанно публикуют фотографии маленьких детей в купальниках и в белье. Запрещено нарушать поэтические права, но многие выкладывают чужие снимки. Нельзя опубликовывать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на провайдере начинает зарабатывать.
Лжец, лжец
Facebook любит расказывать рекламодателям, насколько неведомы и хрупки ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и готовы глядеть даже самые толстые видеоролики. Неужели миллиарды людей действительно обожают глядеть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.
В 2016 году британские провайдеры подали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени провайдер вкладывает на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заполучить самых крупных и богатых клиентов. Главным оружьем в этой борьбе была неопровержимая статистика. В октябре 2013 года Facebook активно ,пыталась доказать, что видеорекламу нужно прикупать именно у нее, но все же признавала, что за параметрами YouTube соцсети пока не угнаться.
Спустя всего полмесяца Facebook опробовала новую эксперту видеорекламы. Она существовала впечатляющей: нестеренко.раное вниманье в ней уделялось коэффициенту средней длительности показа видео. Согласно новым отчетам, юзеры Facebook активно глядели рекламу и продавали увиденные товары, а привлекательность лейблов росла. Рекламодатели были способны дорого оплачивать за это. Этого и ожидали в Facebook.
Однако вскоре выяснилось, что компания намеренно завышала приросты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные обидной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что приросты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения отрицают уже несколько лет.
В 2021 году репортёры выяснили, почему соцсеть любит нагло врать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году милиционер Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, командование отступилось это длать из сомнений потерять незначительную часть выручки.
Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с возрождениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.
В сентябре 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , говоря о том, что через пять годов в интернете люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изыскания утверждали обратное.
Прошло пять лет, и пользователи соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали доходность только на видео, оказались в проигрыше.
Бой с тенью
В 2020 году провайдеры Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что дезинфекции от угодных фотокарточек и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещей — притеснения жестокого контента. Алгоритмы соцсети год за годом боролись с неугодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали замечать не только пользователи, но и провайдеры.
Тогда активисты организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите неприязнь ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно разблокировать пользователей и остановили подстрекательство ненависти в сетиотрети. Гражданские активисты утверждали, что соцсетиотрети плохо модерируют интернет и отказываются удалять откровенно рискованную информацию. Пользователи сетовали на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты исламистов и взращивают сообщества, которые популяризируют неприязнь и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый пятый юзер соцсетиотрети признался, что хотя бы раз в жизни в сетиотрети с сексуальными домогательствами, преследованиями или угрозой убийством.
Общественное вращение #StopHateforProfit поддержали крупнейшие покупатели — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego пошли еще дальше и вообще отказались от рекламы в соцсетях.
Только в этот момент в Facebook поняли, что проблема реальна. В мае 2020 года командование созвонилось с 200 клиентами и признало, что страдает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что корпорации вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.
Бойкот, безусловно, нанес вред Facebook, но саданул скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация корпорации выросла с 620 миллионов до 745 миллионов долларов. Непосредственно в месяц протеста Facebook отчиталась об незапланированном росте дохода от рекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.
Акция лишь обрачала вниманье на то, что всем уже казалось очевидным: соцсети не борются с токсичным контентом, который портит жизнь обыкновенным людям, они борются с угодными пользователями.
Исследования 2021 года показывают: уровень ненависти и издевательства в соцсетях не меняется. Каждого пятого пользователя соцсетей кто-то угрожал избить, изнасиловать или убить. 41 процент пользователей признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.
В октябре 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В ..первом этаже этого года прибыль выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентентовентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это затратной рекламе: в этом году она на 30 процентентовентовентов дороже и смотрят ее на 12 процентентовентовентов больше.
Софья Кадочникова