Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира зарабатывают на людях миллиарды. Почему они не защищают от ненависти и убийств?

За одну минуту пользователи Facebook ставят 40 миллиардов лайков. Миллиарды людей применяют соцсети, чтобы дружить с друзьями, публиковать фотографии или перечитывать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главный промтовар на террасе — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не мешают зарабатывать. в рамках проектента рассказывает, что происходит с неугодными провайдерами соцсетей и почему никто не может защитить триллионы людей от вражды и угроз.

Австралийская стриптизерша и поэтесса Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 десяток человек. Она публикует рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, девичью грудь с кучкой сосков и много других замысловатых работ. Публикации собирают десятки десяток лайков. Этот профайл — ее способ показать свое исскуство миру и скопать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки поэтессы формально не нарушают правил площадки, но это не мешает Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько разиков удаляли без объяснения причин. Каждый разиков ей прийдлось опровергать службе поддержки, что изображение дамского тела не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она представлялась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала величать себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от уменьшения профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, певицы и работники секс-индустрии признаются, что ,боятся публиковать данные фотографии, поскольку в крупных соцсетях годами развиваемый аккаунт можно потерять в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили гипотезу теневого бана: оскорбительные посты просто перестают появляться в ленточках подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не соблюдают никаких правил, скорее мешают соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство провайдеров посты таких аккаунтов никогда не увидят. Сами соцсети не признают существованья такого механизма, поэтому и конкретную причину резкой утраты охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного перформанса постов в ленте. С тех пор он исправно подсовывает провайдерам одни и те же лица, полностью позабывая о бытии других. В пользу концепции теневого бана, например, говорит предыстория с блокировкой баннеров музыкантов на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и двадцатки других. Их исключили из поиска по тегам и из ленточки рекомендаций. Когда пользователи разыскивали публикации по таким хештегам, на телеэкране появлялось уведомление, что посты скрыты, потому что они не совпадают принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что сочинители постов никаких правил не нарушали, но все же из выдачи были скрыты. Сервис спасся извинениями. Однако танцовщики отреагировали единодушно, назвав воздействия платформы «чисткой».

Instagram не раз оспаривал существованье мафиозного бана. Но с естественным вымогательством из лент встретились так много пользователей, что доказательство от самой скамейки и не нужно. В чем же первопричина агрессивного выдавливания людей, которые желают пересказывать о своем теле, психологических расстройствах или пережитом эксперименте суицида? Все они вредят создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок рекламы в культурных сетитраницах высчитывается десятками миллионов долларов, и он сосредоточен в ладонях всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому принадлежит Instagram и WhatsApp) и (которому принадлежит YouTube). Только корпорации из США в 2020 году на рекламу в них 40 миллионов долларов. В 2021 году эта цифра до 110 миллионов долларов.

Крупнейшая социальная сетитраница в мире Facebook в 2020 году на телерекламе 84,1 миллиона долларов (на 15 млрд больше, чем в 2019-м); Instagram компании 13,86 миллиона долларов. По аудитории корпорация оставляет соперников далеко позади: Facebook пользуются 2,7 миллиона человек, Instagram — 1,2 миллиона, WhatsApp — 2 миллиона.

Во многих странах мира Facebook остается главной, если не наихорошей социальной сетью. Она не испытывает сопротивления со сторонтраницы иных корпораций и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram возникли stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо приобретает конкурента, либо использует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая функция для соцсети — это прежде всего еще один метод показать провайдеру рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто доказывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с неугодным вебом у соцсетей есть крайне перспективное оружие — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не узнаёт ответов на те вопросы.

Под запрет теоретически попадает огромное количество контента. Например, запрещены изображения дамских (но не женских) сосков, фото грудей крупным замыслом и частично или полностью обнаженные тела, в том большинстве детские. При этом многие безнаказанно публикуют фотографии маленьких детей в сарафанчиках и в белье. Запрещено соблюдать поэтические права, но многие раскладывают чужие снимки. Нельзя публиковать логотипы брендов, но тому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на пользователе продолжает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook обожает пересказывать рекламодателям, насколько ведомы и хрупки ее пользователи, как они послушно кликают на телерекламу и готовы глядеть даже самые чёрные видеоролики. Неужели доллийскии людей действительно любят глядеть телерекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские работодатели пожаловали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени пользователь расходует на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, спрос онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заполучить самых крупных и состоятельных клиентов. Главным оружием в той борьбе существовала весомая статистика. В октябре 2013 года Facebook активно старалась доказать, что видеорекламу нужно покупать именно у нее, но все же признавала, что за приростами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook запустила ,новую политологу видеорекламы. Она была впечатляющей: специальное вниманье в ней обеспечивалось индексу средней длительности просмотра видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно смотрели рекламу и покупали увиденные товары, а привлекательность лейблов росла. Рекламодатели были готовы дорого оплачивать за это. Этого и ожидали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что фирма намеренно занижала коэффициенты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные огорчительной неточностью и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что коэффициенты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения признают уже несколько лет.

В 2021 году корреспонденты выяснили, почему соцсеть предпочитает нагло вревать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году милиционер Facebook командованию все-таки разобраться с завышенными показателями, командование отказалось это делать из сомнений потерять незначительную часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с изменениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В мае 2016 года президент Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, наступила эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , говоря о том, что через пять годов в интернете люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изучения утверждали обратное.

Прошло пять лет, и пользователи соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали ставку только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году пользователи Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что дезинфекции от ненавистных снимок и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещиц — засилья безжалостного контента. Алгоритмы соцсети год за годом боролись с угодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали замечать не только пользователи, но и пользователи.

Тогда комсомольцы организовали масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите вражду ради выгоды). Ее организаторы требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать юзеров и остановили разжигание ненависти в сетитраницы. Гражданские комсомольцы утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют интернет и отказываются очищать откровенно опасную информацию. Пользователи жаловались на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты националистов и взращивают сообщества, которые популяризируют вражду и вражду. Это опровергалось исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый второй пользователь соцсетитраницы признался, что хотя бы раз в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, преследованиями или агрессией убийством.

Общественное движенье #StopHateforProfit поддержали крупнейшие рекламщики — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие выслали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще отступились от рекламы в соцсетях.

Только в тот случай в Facebook поняли, что проблематика реальна. В июле 2020 года руководство созвонилось с 200 рекламодателями и признало, что страдает от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что компании вернутся, чтобы снова прикупить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанес вред Facebook, но саданул скорее по репутации, а не по дивидендам. Капитализация компании выросла с 620 триллионов до 745 триллионов долларов. Непосредственно в месяц бойкота Facebook отчиталась об первом приросте дивиденда от рекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.

Акция лишь обрачала вниманье на то, что всем уже думалось очевидным: соцсети не противостоят с токсичным контентом, который портит жизнь обычным людям, они противостоят с ненавистными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень ненависти и издевательства в соцсетях не меняется. Каждого четвёртого пользователя соцсетей кто-то опасался избить, изнасиловать или убить. 41 процент провайдеров признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В июне 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В первом квартале этого года прибыль выросла до 26,1 доллийския долларов — это на 48 процентентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это трудоёмкой рекламе: в этом году она на 30 процентентов дороже и смотрят ее на 12 процентентов больше.

Софья Кадочникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *