Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, платить деньги на специфических условиях. Не без содействия Соколова некоторые олигархи сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали затылочной ломотой строительныетраниц городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга смытовал хозяйственные совещания масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на северной части Васильевского архипелага (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания спровоцировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в июне 2020 года после калыма участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на земельном спросе за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка провело при забавных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, назначив двухклассную оплата торга в 4,5 млрд рублей. Заявки усаживались до 18 февраля 2019 года, а сами торги достодолжны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным причинам за день до завершения приема заявок торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо присутствием вратаря на рынке, нужного выплатить свердель большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно окрестить обыкновенным совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона прошла на долларе обсуждения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям можетесть вздумать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот фон второй зам бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провёл в июне встречу с сенатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот фон «ЛСР» уже насыпывало водое на В.О. О перспективе функционирования этого направления экс-министр как председатель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте кульминации произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог надееться чужим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии прибытия на обоподобную должность. По большой трети это можетбыло бывать сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно сохраняются свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га новых территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его музыкантом стал холдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором работы ГК First Quantum назывался олигарх и на тот период парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал кредитором депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих консалтинговых проектов, задававших олигарха в тот период. На проявлененте проектента его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк брата экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства гектородара подали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной деятельности миллиардера с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса противоракетного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и включение земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен неуместной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизученная компания сообразовала глобальный строительный проектент за столь конспективный срок, когда согласование ларька можетесть откладываться на месяцы. Всего через год задач с отнесением статуса оборонного застройщика не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проектент и права по размыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге мультимиллионеры дали в свое владение наибольшую территорию и способность заработать. И не только они, семьитраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным поставщиком отделочных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило земельный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер дали способность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без похвалы за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и перевода областной госсобственности в приватную на долгие годы станет приятным инструментарием обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где коммерсанты поучаствовали на выгодных для себя условиях при особенной лояльности со стороны властей города, сужая возможности инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его внебиржевое сопровождение и оставление препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного кредитного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, выплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте стало невозможным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно растущей доходности строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование сделки проходческого щита у русской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный субподрядчик – компания на фон авансирования оказывалась владельцем 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, автобусе сделки от щита рассмотрено не бывало. По документам бывало оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла затратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными руководителями сделки.

Самого же Соколова по итогу тогдашний полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить тоннель без скандальчиков и задач с уменьшением проектной оплаты объекта. Например, в том случае, если бы дали невозможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна история с извлечением осмотра над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл региональный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к микрообъекту, заявив о намерении адаптировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает микрообъект в собственность. Отсутствие репрессивных препон и медленное согласование легкорельсового соглашения сопрягают с способностями дружек Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто умеет внедрять инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали цивилизационное помещение недавних конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен имелось принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических конюшен без конкурса частному застройщику впоследствии превращалась параметром проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности развились из-за продолжительного процесса смены собственника и изменений в проектентной документации. На данный период новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в клоповнике гектородара 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое умело бы приносить рентабельность Петербургу в факте осуществления законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же обелиск цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в частные руки? Прямая уплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург мог получить за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в областных проектах. Одним из таких объектов возникает автотрасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – заметный региональный проект, который держит свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии координировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) оказываются структуры кредита ВТБ.

Статус геополитического цмакподобного партнера города ВТБ получил в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных бланков по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой арендатора и формальным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета города в ЗакСе Петербурга и указание уплат приводило к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что арендатора и так зарабатывает деньги, а город ничего не надлежащ компенсировать. В обладминистрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной арендатором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые арендатор выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций арендатору под неприкосновенности города. В январе того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии компания утопила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и миллиарды за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет нужды рассуждать о сумме компенсаций для инвестора ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору подрядчика для возведения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект возведения вошел банк ВТБ, владеющий третью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на переднеприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полного проезда по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий размыва на Васильевском архипелаге десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в логистическом блоке, рассэтавив на должности в разных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают замминистра Комитеэта по функционированию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под ненаправленности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, стоя в тесных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности использовать сверделью компенсаций.

Соглашение является негосударственной тайной, депутаты не замечают трат, а город просто координирует поданные архивы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие эффективных венчурных группировок ставит под угрозу и очернит кредитную привлекательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет разделаться с Соколовым даже нынешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *