Какие секреты бизнеса ,старается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – арендатор коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» продолжает рассказ о самых везучих и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девочка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без затруднений для клиентов).
А на седьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями присмотруги Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой листопадной промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка компании выросла за год до 201 доллийскиёв рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что можетесть существовать прибыльнее торговли полуфабрикатами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, интерпретируя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как арендатор самых крупных частей в уставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она приобретает толику в 70 компаниях). Помогают руководить компаниями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они специализируются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже неофициального сайта.
В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они займлись дистрибьюцией напитков. Их фирма «Ленком» закупала в продажу преимущественно продукцию пермского завода «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо символом с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них жрать большие доли в правовых личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал работать пивом и другими спиртными напитками, оброс 12 общероссийскими филиалами и открыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 долл рублей, годом позже — 243 долл, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные поставщики стали заменять внутреннюю логистику собственной. Одна из начальниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную глобализацию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На второй взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разка ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, контейнерах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — гранитная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными брэндами — доля знаменитых марок в товаре в среднем не составляет 10-15%. Закупочная расценка при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США становится сетитраницей гастрономов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство продукта оставляет хотеть лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, эстрогены и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart торгуют по сырым ценам. Как печатала пресса еще в 2015 году, покупкой продуктов с истекающим сроком пригодности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень сознательности хозяев «Светофора» мы мерять не станем, обнаружим только, что искусственное раздробление мелкого бизнеса на малые предприятия с целью финансовой минимизации не препятствует восполнению казны, и уж никак не обусловливает о высокой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на десятку ООО в различных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного захолустного ритейлера, покорившего страну: курганской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благе народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что сограждане России когда-нибудь покумекают поедаться качественными и недорогими продуктами, предприниматели начнут честно восполнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только богачи из перечня Forbes.