Мусорный капитал

Губернаторы ,пытаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В последующее время проектирование гидрометаллургических заводов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь нефтеперегонный завод может не только помочь решить проблему транспортировки отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут фраза о получении миллиардных правительственных субсидий.

Самым крупным теннисистом здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также ощутимую роль в формировании будущего спроса рекультивации мусора играют чиновники. Кто-то старается пролоббировать решенья в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О загадках вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если фокусироваться на них, то из поля зрения достаётся один очень существенный факт: даже если все данные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше млрд рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сжигание 18 млн тыс.тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор может быть ожчен с точки зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых полигонов для складирования отходов. Так что же переменяет помойная реформа?

Похоже, что наихорошим новшеством станет состав совладельцев помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль буржуазные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, небольших, или главами хуторских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городов можно существовало не заморачиваться этой проблематикатикой (они выделяли земли под более респектабельные обьекты – коммерческие цетры и нежилые комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не вставала длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными ингибиторами протестов, то ли бизнес муниципального и межрегионального масштаба углядел на помойном спросе огромный поток денег, который растекается в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью возможных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном надзоре у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образец невмешательства краевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выползла в прилюдное жнивье благодаря уголовному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была городская свалка, которую обслуживало муниципальное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К улаживанию вопроса присоединились краевые власти, и муниципалам было экстренно приказано перевозить мусор за 36 метров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие требования не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному кризису – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро изведи заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус краевого оператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о безвозмездном применении помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом предпоследний в качестве выплаты выпадающих дивидендов принесал из краевого бюджета дотацию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из сфере было спущено указание проложить к космодрому тротуар за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся благоволением краевых бюрократов. Но самое главное – от тех пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы опробовали бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в трибунале существовал окончательно установлен факт подкупа краевых бюрократов с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако мэрия нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, отговариваясь на то, что показатели проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет разворовываться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства нового космодрома с погрузкой и переработкой отходов мэрия мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё ,новые сведения о разрушительных свалках в чёрточке Северной столицы. Власти взялись бороваться с возмутителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают недальновидных подрядчиков, которые разгружают самосвалы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям столичных СМИ, образовались долины житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются устранить даже помойки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт муниципальных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной контрреформы, каждый субьект РФ должен аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отмену в реализации помойной контрреформы и мог бы снова уломать для себя исключения. Однако бюрократии города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *