До Олега Пирогова воровской мир знал только лишь одного уважаемого человека, который имел отношение к цирковому искусству. Знаменитый вор в законе Япончик (Иваньков) в молодости учился в цирковом училище и на каникулах пробовал подрабатывать каскадером на съемочной площадке. Никто и никогда ему этот эпизод жизни в упрек не ставил. Олег Пирогов также в молодости обзавелся документом, указывающим на его обучение цирковой специальности, но это была подлинная фальшивка. В цирковом училище он на самом деле никогда не учился, а купленную ксиву использовал для «отмазки» от службы в армии. От цирка ему на всю жизнь досталось погоняло Циркач.
Олег Пирогов родился в Литве, но в младенчестве родителями был перевезен в подмосковный Ногинский район, где прочно обосновался на всю жизнь. Едва переступив порог совершеннолетия, хулиганистого юношу назначили на должность смотрящего за Электросталью ─ небольшим промышленным городком. На одном из его заводов изготавливают топливные стержни для атомных электростанций и энергетических установок.
Славная история электрометаллургического завода никогда не интересовала Циркача. Он был директором у всех, кто любил работу, сопряженную с риском для свободы или собственного здоровья. Ежедневно по утрам пересекать вахту, убивая почти половину суток на скучный труд, не для него и ему подобных. Вполне естественно, что у него быстро возникли проблемы с законом. Он вынужден был скрыться от повышенного внимания милиции в теплой Испании.
Надежд на возвращение домой беглец не терял. Нанятый им адвокат принялся улаживать возникшие претензии, раздавая взятки. В 2001 году он дал отмашку своему клиенту о возможности возвращения и прокололся. Циркача тут же взяли под белы руки и осудили. Свой первый в жизни срок он отбывал недалеко от дома в Зеленограде и Коломне. Администрация колоний потом распространяла слухи о том, что будущий вор в законе активно с ней сотрудничал и даже дал подписку, но, судя по всему, это была обычная дезинформация. Будь это правдой, Циркачу не за что не попасть бы в воровскую элиту.
Вор в законе Циркач
Получение имени вора все же случилось, но не без проблем. Против его коронации возражал вор в законе Слива (Шестаков), проживающий рядом с Электросталью в Люберцах. Он явно опасался появления сильного конкурента на сопредельной территории. И не зря. Циркачу нельзя отказать в активности. Мнение Сливы не стал учитывать Дед Хасан (Усоян), поддержавший кандидатуру Пирогова. В мае 2011 года в Одинцовском районе Подмосковья прошла воровская сходка, принявшая в семью несколько новых членов, включая Циркача.
Воровскую семью, в которую попал смотрящий по Электростали, возглавлял Дед Хасан. Он находился в это время в жестком конфликте с кутаисско-сухумской группировкой воров в законе. Некоторое время обе стороны активно «штамповали» своих сторонников. Потом они объявили негласный мораторий на новые коронации. В сентябре 2010 года Деда Хасана в результате покушения ранили. Это послужило причиной одностороннего выхода из соглашения. Полномочия молодых воров в законе тут же оспорила враждебная Хасану сторона.
Меньше всего претензий, как ни странно, было предъявлено к Циркачу. Во-первых, он явно обладал харизмой в виде природной наглости и решительности. Во-вторых, он сразу же активно включился в воровскую жизнь. В июле того же года он посетил Арабские Эмираты, где участвовал во внушительной по представительству воровской сходке. На ней он очно встретился с одним из тех, кто не хотел считать его равным себе ─ нижегородским вором Вадиком Белым (Леонтьев), давно уехавшим из Россию в эмиграцию. Основательно аргументировать свои претензии перед присутствовавшими Вадик не сумел. Циркач остался «в полноте». Он участвовал в следующей сходке, прошедшей в январе 2012 года в Греции. Всех ее участников задержала местная полиция, а к самому титулованному участнику Лаше Руставскому (Шушанишвили) она предъявила серьезные претензии в нарушении закона. Остальных делегатов через несколько часов выпустили на волю.
Олег Пирогов
У Циркача оказался довольно скандальный и бескомпромиссный характер. Он очень часто конфликтовал с своими собратьями. Одно время он был очень дружен с вором из Казани Мухой (Мухаметшин), но потом два друга рассорились. Косо на него смотрели воры Жора Ташкентский (Сорокин) и Вадик Краснодарский (Иваненко). У освободившегося из заключения вора Зюзи (Озерский) имелись все основания ненавидеть Циркача. Он вернулся в Электросталь, а место лидера оказалось занятым. После ареста белорусского вора Кушнера (Кушнеров), произошедшего через неделю после их одновременной коронации Дедом Хасаном, Циркач устремился в Белоруссию, но не затем, чтобы укрепить позиции попавшего в беду собрата, а, напротив, он вошел в контакт с его злейшими противниками ворами Тимохой (Тимошенко) и Галеем (Галеев).
О чем он с ними пытался договориться, осталось тайной, но Циркач чуть не совершил непростительную ошибку. Оба белорусских вора ориентировались на кутаисцев, возглавляемых Таро (Ониани), а Циркач по своему происхождению происходил из другого лагеря. На его ошибку ему тут же указали опытные коллеги Вася Воскрес (Христофоров) и Костя Костыль (Борисов). Впрочем, если и была за смотрящим по Электростали вина, то он ее полностью искупил. В 2013 году на сходке в Болгарии он накинулся с кулаками на представителя конкурирующего блока Мераба Сухумского (Пипия).
Циркач не сидел на одном месте в Электростали, а постоянно перемещался по всему миру. Турция, Греция, Испания, Болгария, Эмираты… Иногда его задерживали с профилактическими целями, как в Ялте в 2014 году. В 2012 году ему пришлось на короткое время прервать круизы. Его остановили на улице около московского отеля «Украина». При обыске у вора обнаружили кокаин и поддельный паспорт. В конце года состоялся суд, определивший ему очень мягкий приговор ─ всего 9 месяцев общего режима. До исправительной колонии Циркач так и не доехал. В марте следующего года его выпустили на свободу из СИЗО Воронежа и он продолжил череду путешествий, участвуя в воровских сходках.
Воры в законе в Иракской тюрьме
В феврале 2015 года Циркачу пришлось влипнуть в довольно неприятную историю. В ресторане турецкой Антальи застрелили сидевшего с ним за одним столом вора в законе Вадика Краснодарского. Циркача сначала опросили, как свидетеля преступления.
С Вадиком Краснодарским у него давно были неприязненные отношения, но, навряд ли, турки знали об этом. Также они не могли предполагать о том, что смерть вора была выгодна Дато Краснодарскому (Озманов), находившемуся в прекрасных отношениях с Циркачом. Экспертиза показала наличие следов пороха на одежде подмосковного вора, что могло расцениваться, как факт произведения смертельных выстрелов самим Циркачом, а не официальным подозреваемым, сидевшим по первоначальной версии за соседним столом. Дело принимало довольно непредсказуемый оборот. Циркач решил тайно скрыться из Турции. Так началась его знаменитая одиссея.
Вместе с вором в законе Цезарем (Жариновым), также ужинавшим в тот злополучный вечер в ресторане, они решили выбираться в Россию окружным путем через Ирак. Россияне нашли проводников курдов и с их помощью перебрались в северные районы Ирака. На пограничном пункте в городе Эрбиль их обоих арестовали. Пограничники опознали в русских парнях разыскиваемых террористов из запрещенной ИГИЛ. Дело в том, что в ряды террористической группировки валом валили европейцы, принявшие ислам и решившие сражаться за всемирное торжество выбранной религии. Вместо относительно комфортабельного турецкого СИЗО, Циркач со своим напарником попал в средневековый зиндан со всеми его прелестями.
Охрана иракской тюрьмы была явно незнакома с популярным в цивилизованной Европе понятием гуманизм. Пленников морили голодом, избивали и даже пытали. Ранее довольно упитанные воры сильно отощали. Заключение продолжалось с марта по октябрь 2015 года. К освобождению воров в законе подключились международные гуманитарные организации. Наконец, их личности были точно установлены и иракцы через Иран переправили их в Москву.
Прибыв домой, Циркач принялся за старое. Он активно начал разъезжать по стране, встречаясь с коллегами. Через пару недель после возвращения из заграницы его задержала полиция в Анапе. При нем обнаружили небольшую дозу курительной смеси, с помощью которой вор приходил в себя от ужасов, испытанных в зиндане. В следующем году его на несколько часов задержали уже в Ногинском районе, но без дальнейших последствий.
Многочисленные путешествия Циркача связаны не только с его активной жизненной позицией в обсуждении проблем воровского сообщества. Он неоднократно катался по зонам от Владимира до Владивостока, привозя с собой арестантам «грев». Подмосковная Электросталь явно стала тесна Циркачу, да и имя Циркач Электростальский звучит довольно неприглядно. Как у клоуна. Пора находить другую приставку.