Экс-совладелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев, который считается бенефициаром четвертого в РФ производителя мяса бройлеров «Белая птица», испытывает сложности с продажей бизнеса. Из переговоров уже вышел один из претендентов — группа «Русагро» Вадима Мошковича. Теперь наиболее вероятной судьбой «Белой птицы» участники рынка считают банкротство.
Группа «Русагро» Вадима Мошковича прекратила переговоры о покупке активов «Белой птицы», рассказал источник “Ъ” в отрасли. Слышал об этом и собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией в «Белой птице». Они не уточняют, почему «Русагро» потеряло интерес к активу. В «Русагро» от комментариев отказались. Представитель «Белой птицы» затруднился ответить на вопросы “Ъ”.
По оценке Росптицесоюза, в 2017 году «Белая птица» занимала 5% российского рынка мяса бройлеров в натуральном выражении, выпустив 300 тыс. тонн продукции в живом весе. По этому показателю агрохолдинг уступил только ГАП «Ресурс» (454 тыс. тонн), группе «Черкизово» (615 тыс. тонн) и «Приосколью» (642 тыс. тонн). Бенефициаром «Белой птицы» считается Promsvyaz Capital B. V. бывшего совладельца Промсвязьбанка (ПСБ) Дмитрия Ананьева. После введения в ПСБ временной администрации кредитование предприятий «Белой птицы» было приостановлено. Владелец «Белой птицы» начал и переговоры о продаже бизнеса. Представитель Promsvyaz Capital B. V. на вопросы не ответил.
По мнению собеседников “Ъ”, «Русагро» могла отпугнуть возможная попытка ЦБ получить контроль над «Белой птицей», компенсировав затраты на санацию ПСБ. О том, что ЦБ может распространить механизм возмещения ущерба на активы бывших собственников банков, в феврале заявлял зампред ЦБ Василий Поздышев. В конце мая он также говорил, что непрофильные активы, связанные с бывшими собственниками ПСБ, планируется выделить для передачи в фонд плохих долгов. «Ведомости» со ссылкой на источник, знакомый с финансовым положением «Белой птицы», сообщали, что общий долг холдинга превышает 30 млрд руб., большая часть суммы приходится на кредиты ПСБ. В ПСБ вопросы задолженности «Белой птицы» перед банком не комментируют, в пресс-службе ЦБ “Ъ” не ответили.
«Русагро» могла не устроить и структура «Белой птицы». По словам президента Agrifood Strategies Альберта Давлеева, у агрохолдинга несколько разрозненных площадок построены по разным технологиям, что усложняет управление и планирование производства. На птицеводческом рынке Белгородской области сегодня также сложилась крайне высокая конкурентная среда: так, в этом регионе работают «Приосколье» и холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм», добавляет он.
«Русагро» было не единственным претендентом на активы «Белой птицы». Переговоры также велись со структурами Агрокомплекса им. Н. И. Ткачева (принадлежит семье экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева). Кроме того, по данным «Ведомостей», активом интересовался фонд AVG Capital Partners Рустема Миргалимова. Это подтверждает источник “Ъ”, близкий к «Белой птице». В AVG Capital Partners отказались от комментариев, в Агрокомплексе имени Ткачева на запрос не ответили. Представитель «Белой птицы» в начале мая говорил, что ведутся переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, но ни с одним из них диалог не завершен.
Источник “Ъ”, близкий к «Белой птице», слышал, что компания планирует подавать заявление о собственном банкротстве. По мнению партнера «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Клеточкина, это может косвенно свидетельствовать, что найти покупателя на актив не удалось, а банкротство необходимо для минимизации рисков привлечения руководства и бенефициаров «Белой птицы» к субсидиарной ответственности. Топ-менеджер крупного агрохолдинга также считает наиболее вероятным вариантом продажу активов «Белой птицы» в ходе банкротства. Но, предупреждает господин Клеточкин, найти покупателя на торгах будет непросто, а дисконт может оказаться очень существенным. Ранее господин Давлеев оценивал стоимость «Белой птицы» примерно в 23 млрд руб. без учета долга.