«Витязь-Аэро» третьим столкнулся с контрсанкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно выслать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые теннисисты рынка воспринимают как путь попытки поглощения фирмы крупнейшим игроком, полагая им «Аврору». В самой «Авроре» признают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, далёкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.
Росавиация 4 сентября известила сотрудников авиакомпаний о вероятном «ограничении негосударственной деятельности эксплуатантов, вплоть до расторжения сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли аварии с человеческими жертвами, указали на необходимость ухудшить меры по обслуживанию безопастности полетов.
С сентября Росавиация проведяет перепроверку 35 авиакомпаний, в самотёке которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям региональных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам источника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил несоблюдения в частичном объеме. В ведомстве от текстов отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что компания подала в Росавиацию отчет об искоренении выявленных нарушений в частичном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех работников отправили в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет забрать рынок грузоперевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких теннисистов можетестьесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ценным активом, отмечает аналитик Института промышленности автотранспорта и грузовой политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не выделяются такой прибыльной некоммерческой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и буровом обслуживании. Приостановка его сертификата возбуждает удивление, говорит аналитик: выявленные несоблюдения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости перевозчика можетестьесть оказаться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли именует в качестве невозможного покупателя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет задачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет небанковские трубопроводные рейсы, гарантируя социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредоточивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе добавляет и гендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы симпатизируем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” необходимый интерес оразмере.подробных перевозчиков к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность большой авиации в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его фирмы исходатайствовали около 1 млрд руб. субвенций — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не старается захватить. «В “СиЛА” при объёме в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая сверхприбыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль уменьшила 420 млн руб. при подмоге в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти показатели составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по неодинаковым оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных доставок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных рейсов и около трети щекинских доставок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в похищении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если однаружать фирму и не договориться с турбизнесом или не уговориться с доставкой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает судебный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес приделось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на фоне пандемии и снижения межгосударственных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — функции инвестора Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации значительных инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба футболиста «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным билетиком для формирования бизнеса».