Правительство решило отказаться от концессионной схемы строительства железнодорожных паромов Усть-Луга—Балтийск. Заказчиком судов станет ФГУП «Росморпорт», а их число сократят с трех до двух. При этом уже очевидно, что стоимость паромов окажется гораздо выше планировавшихся 4,7 млрд руб., а сроки строительства могут затянуться.
Новые паромы для железнодорожной переправы Усть-Луга—Балтийск не будут строиться по концессионной схеме, их заказчиком станет ФГУП «Росморпорт», рассказали “Ъ” источники на рынке. Причем он построит не три, как предполагалось, а два парома. Это подтвердили в Калининградской области: по словам губернатора Антона Алиханова, вице-премьер Дмитрий Козак в марте решил, что ФГУП «Росморпорт» «в пределах выделенных бюджетных ассигнований в период 2018–2020 годов» построит один паром, а затем второй из собственных средств «в случае подтверждения наличия необходимой грузовой базы». Антон Алиханов уточнил, что власти области принимали «активное участие в обсуждении», считая необходимыми три парома, но «вопрос относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти».
Сейчас на линии Усть-Луга—Балтийск работают два парома: «Балтийск» (оператор — дочернее ОАО РЖД ООО БФИ) и «Амбал» (оператор — «Аншип»), но вскоре они должны быть списаны. Новые суда призваны обеспечить транспортную безопасность Калининградской области и снять зависимость региона от тарифной политики железных дорог Литвы и Белоруссии. До сих пор считалось, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства. Источники “Ъ” говорили, что концедентом и собственником паромов будет Росморречфлот, концессионером — Балтийская паромная компания, учрежденная «Пола Менеджментом» (75%) и ОАО РЖД. Проект оценивался в 14,1 млрд руб., из которых 5,1 млрд руб. предоставлял бюджет и еще 9 млрд руб. в качестве кредита готов был дать Газпромбанк. По плану, утвержденному премьером Дмитрием Медведевым 13 июня 2017 года, в ноябре того же года уже предполагалось заключить контракт на строительство, а завершить его в 2020 году.
В Минтрансе и ОАО РЖД отказались от комментариев. В Газпромбанке и «Росморпорту» “Ъ” не ответили. Но источник во ФГУП подтвердил изменение схемы. Место строительства паромов будет определено по итогам конкурса, его сроки пока неизвестны. По данным собеседника “Ъ”, уже очевидно, что стоить один паром будет дороже называвшихся раньше 4,7 млрд руб. Другой источник “Ъ” на рынке говорит, что банк проявлял интерес к проекту как к концессии, а теперь это «фактически госзакупка», так что вопрос потерял актуальность.
По данным одного из собеседников “Ъ”, основная проблема проекта — неясность грузовой базы. Он допускает, что при ее подтверждении построят все три судна, но с измененными параметрами: «Планировалось, что паром будет вмещать 165 полувагонов, теперь решено сократить вместимость до восьмидесяти. Вместо трех палуб будет одна, что позволит загружать судно без использования лифтов и сократить время погрузки и простой». Кроме того, в качестве топлива паром будет использовать СПГ. Другой источник “Ъ” среди рисков проекта называет транзитные тарифы Литвы и Белоруссии: если они окажутся невысокими, паром сможет конкурировать с железными дорогами лишь при предоставлении субсидий. Антон Алиханов отметил, что в апреле власти области направили в Минтранс письмо о необходимости установления конкурентоспособных тарифов на перевозку грузов с участием паромной переправы Балтийск—Усть-Луга.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет провал концессионной схемы тем, что крупнейшие грузоотправители области «Содружество» и «Автотор» не заинтересованы во вложениях в паромы или предоставлении жестких гарантий по грузовой базе. По мнению эксперта, на линию желательно поставить еще один грузопассажирский паром, который по характеристикам будет схож с «Балтийском», то есть перевозить вагоны, грузовые автопоезда и пассажиров. Пассажирский паром «Санкт-Петербург» очень сильно изношен (с 10 апреля находится в ремонте) и скоро должен быть списан, отмечает господин Бурмистров. По его словам, стоимость строительства нового парома на российских верфях составит не менее 6 млрд руб. при сроке не менее трех лет, а с учетом отсутствия необходимого опыта и девальвации рубля срок может вырасти до четырех лет, а цена — до 8 млрд руб.