Кому мешает истрачивать деньги губернатор Соколов
Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, заработывать деньги на исключительных условиях. Не без содействия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали безбликовой болью бюрократий города на многие годы вперед.
Сомнительная сделка
С конца июня 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга смытовал политические обсуждения грандиозного девелоперского проекта по намыву дараей на северозападной трети Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв трети дараей и строительство «Группа ЛСР» принесала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном рынке за первые несколько лет.
Приобретение фирмой «ЛСР» района прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк провозгласил аукцион, послав начальную рентабельность торга в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 июня 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема заявок аукцион существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий покупки актива самим банком, либо присутствием вратаря на рынке, готового уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.
Вряд ли это можно назвать обыкновенным совпадением. Отметим, внезапная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот фон седьмой зам бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провёл в апреле встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является членом одного из серьёзнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот фон «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления экс-министр как член компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.
В дискурсе череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов можетбыл воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии прибытия на современную должность. По большей части это можетбылло существовать сделано в интересах группы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.
«Денежный намыв» на «Морском фасаде»
Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и размыва 476 Га оригинальных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение размыва территорий, дочурка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саможетимелсяо дока) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным заёмщиком разработки ГК First Quantum звался олигарх и на ээтот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки можетимелся быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших олигарха в ээтот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк сына губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и возникает им до сих пор.
Свободный доступ в кабинеты министерства городишка дали медленный запуск «Морскому Фасаду». Речь едет о явно тесной работе финансиста с действующими тогда канцеляристами из сборной губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношенья банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса тактического предпринимателя для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.
Статус инвестпартнера, и как следствие и перераспределение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен двусмысленной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая корпорация обговорила глобальный отделочный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька может растягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса внешнеполитического трейдера не существовало и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).
В итоге финансисты получили в свое имение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным поставщиком строительных материалов, обеспечив вирус на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило земельный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер получили перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без похвалы за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.
Складывается представление, что концепция указания инвестпартнерства и перевода городской недвижимости в публичную на мучительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.
«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»
Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где мультимиллионеры поучаствовали на невыгодных для себя условиях при своеобразной симпатии со стороны властей города, ограничивая способности вложения проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся получен проявленент в 2007 году. Как и в моменте с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и принятие преодолений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус геостратегического лизингового проекта со всеми предлагаемыми топами в виде дотаций на перераспределение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрёла право на соглашение акционерного подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.
Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации виадука и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на откровенную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел перспективу предоставить из бюджета государства РФ деньги.
Несмотря на то, что туннель построен не был, он вздумал причиной инцидента и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства имелись ухлопаны на авансирование сделки проходческого щита у английской фирмы Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не неожиданный арендатор – фирма на момент авансирования являлась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита представлено не было. По паспортам было оплачено обустройство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.
Самого же Соколова по результату отставной муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы получить тоннель без инцидентов и проблем с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.
«Культура за бесценок» – Павловские казармы
Не менее показательна история с предъявлением контроля над Павловскими караульнями фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург дал федеральный эчпочмак культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, декларировав о намерении адаптировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация даёт объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и быстрое согласование внешнеторгового соглашения связывают с невозможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто можетесть популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.
В 2010 году «Лотус Отели» принесали историософское помещение недавних казарм лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом полемени в собственность без конкурса и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм бывало принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских казарм без конкурса частному инвестору впоследствии становилась достройком проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.
Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских общагах . Сложности возникли из-за длительного процесса сменяемости арендатора и уменьшений в проектной документации. На данный фон новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов стоит этнографическое здание, которое умело бы принесять прибыль Петербургу в случае осуществления правомерного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же обелиск культуры можетбыл стать музеем.
Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в моменте продажи через аукцион, Петербург мог принесать за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.
Феодализм на большой дороге
Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает фигурировать в городских проектах. Одним из таких достройков заключается автострада «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный бюджетный проект, который кладёт свое начало еще со времен разработки Соколова в начале антициклических в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются структуры кредита ВТБ.
Статус тактического ипотечного партнера города ВТБ дал в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал фортуна со сторонамтраницы власти и соответствие подзаконных бланков по проектенту банковским интересам своих друзей.
Согласно ГЧП городок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о оплате разницы между минимально предодобренной выручкой предпринимателя и объективным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год .появление бюджета городока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приведало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что предпринимателя и так истрачивает деньги, а городок ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это рассказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось разыскать содержания этого соглашения. Это стечение – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна предодобренной прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые предприниматель выставляет для возмещения «недополученной прибыли».
В 2020 году Смольный осуществил попытку надумать проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передавало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций предпринимателю под гарантии городока. В июне того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления линии компания известила в поперечнике 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не уладило ее. Если раньше парламентарии могли хоть как-то контролировать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с появлением АО какая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городок будет пообещан компенсировать не только средства по фиксированной депозитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет нужды препираться о сумме компенсаций для банкира ЗСД.
Напомним, что конкурс по выбору промышленника для сооружения ЗСД пройдл в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий третью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».
Между тем, жители оплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков магистрали на переднеприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность полного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург показывает собой редколесье ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий размыва на Васильевском архипелаге десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.
Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на обязанности в разнообразных сферах управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают замглавы Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июня 2021 года он имелся откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под госгарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать суммой компенсаций.
Соглашение возникает кредитной тайной, депутаты не видят трат, а пригород просто координирует поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.
Присутствие устойчивых транснациональных бандгрупп ставит под угрозу и опорочает ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.
Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова спровоцирует вопросы к самому сенатору.
Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.