В июле ОАО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК) подало несколько исков против ПАО «Ленэнерго» на полмиллиарда рублей. Как утверждают в ОЭК, конкурент, являясь «котлодержателем», не оплачивает компании услуги по передаче электрической энергии. В «Ленэнерго» говорят, что имеют к ОЭК конкретные претензии, связанные с возмещением потерь электроэнергии, и отмечают разногласия относительно точек поставки ресурса.
Сейчас суды рассматривают иски Объединенной энергетической компании к «Ленэнерго» на сумму 519 млн рублей, сообщили “Ъ” в пресс-службе ОЭК. «Несмотря на утвержденную комитетом по тарифам Ленинградской области (ЛенРТК) валовую выручку на 2019–2020 годы, «Ленэнерго» присваивает деньги по надуманным предлогам, по сути, повторяя схему присвоения денег, реализованную в 2013–2014 годах бывшим генеральным директором «Ленэнерго» Андреем Сорочинским»,— пояснили в пресс-службе ОЭК.
Вероятно, в компании имеют в виду аналогичную историю противостояния «Ленэнерго» и ЛОЭСК. Областная компания сочла, что недополучила от «Ленэнерго» около 800 млн рублей за транзит, и добилась поддержки сбытовой компании «РКС-Энерго», которая перевернула «котел» и стала платить напрямую ЛОЭСК. После переворота «котла» ЛОЭСК подала иск к «Ленэнерго» о возврате 800 млн рублей, но проиграла его в двух инстанциях. В свою очередь, «Ленэнерго» подало иск к «РКС-Энерго» с требованием признать расторжение сбытовой компанией договора неправомерным и выиграло его в двух инстанциях. В частности, суд признал, что договор был расторгнут с нарушением формальных признаков: уведомление об этом было сделано несвоевременно.
ОЭК — третья по размеру выручки территориальная сетевая организация (ТСО) в Петербурге и Ленобласти. При этом несколько лет назад ОЭК была лишена выручки по Ленобласти по приказу ЛенРТК, однако впоследствии Верховный суд признал это незаконным — и ФАС России отменила приказ ЛенРТК и предписала вернуть недополученную выручку за три года. Теперь, как говорят в ОЭК, компания вновь начала взыскивать утвержденную областным комитетом по тарифам ежемесячную выручку на содержание электросетевого хозяйства на территории Ленобласти в судебном порядке.
У «Ленэнерго» свои аргументы. Как сообщили в пресс-службе компании, один иск на сумму 100 млн рублей, по мнению ОЭК,— это подлежащая возмещению стоимость потерь электрической энергии, взысканная с него в пользу АО «Петербургская сбытовая компания» (ПСК). «На основании договора цессии ПСК передала это требование в пользу компании «Россети Ленэнерго». Законность перехода к «Ленэнерго» требований к ОЭК подтверждена постановлением суда кассационной инстанции. Таким образом, фактически ОЭК пытается пересмотреть вступившие в законную силу судебные акты новым иском, что противоречит законодательству»,— считают в «Ленэнерго».
Второй иск на сумму 121,4 млн рублей, по мнению пресс-службы «Ленэнерго», связан с разногласиями относительно точек поставки, которые не учитывались при установлении тарифов ОЭК, или которыми компания не владеет, или в отношении которых не представлены правоустанавливающие документы.
Адвокат Forward Legal Олег Шейкин говорит, что специфика указанных судебных споров состоит в том, что «Ленэнерго» является «котлодержателем» региона, поэтому оно должно распределять всю выручку за услуги от потребителей электрической энергии между сетевыми компаниями, такими как ОЭК, используя при этом индивидуальные тарифы. «Споры между «котлодержателями» и территориальными сетевыми компаниями очень распространены в судебной практике»,— отмечает юрист.
По его словам, у ОЭК хорошие шансы в споре на 121,4 млн рублей получить частичное удовлетворение иска. «»Ленэнерго» на данный момент заявляет формальные и типичные для «котлодержателя» аргументы, связанные с возражениями по точкам поставки»,— поясняет господин Шейкин.
В споре на 100 млн рублей, по его словам, перспективы на данный момент неоднозначны, так как этот спор связан со специальными вопросами тарифного регулирования. «Этот иск действительно связан с ранее рассмотренным делом, и обстоятельства указанного дела будут учитываться при рассмотрении иска ОЭК. В то же время нельзя согласиться с позицией «Ленэнерго», что сам по себе факт взыскания денежных средств с ОЭК исключает удовлетворение текущего иска ОЭК к «Ленэнерго»»,— поясняет юрист.
Он резюмирует, что противостояние между ОЭК и «Ленэнерго» по указанным спорам может затянуться на длительный срок, ведь только в первой инстанции сложные энергетические споры очень часто рассматриваются не менее года.