В Москву вернулись россияне, застрявшие на зараженном коронавирусом круизном лайнере Costa Magica в Карибском море. Инфекцию обнаружили у одного из пассажиров и члена экипажа — из-за этого судно отказались принять на нескольких островах по пути следования, а затем оно сутки простояло в Гваделупе, откуда россияне должны были вылетать в Москву. Так у туристов пропали обратные билеты, и дорога домой оказалась полна неприятных сюрпризов. Пассажиры Costa Magica рассказали «Ленте.ру» о своем отпуске, карантине посреди Карибского моря, боязни коронавируса и панике на борту.
«Французы строили баррикады из шезлонгов»
Олег Овчинников, блогер, пассажир круизного судна Costa Magica:
Круиз начался 28 февраля — мы стартовали из французской Гваделупы на итальянском судне Costa Magica. В конце первой недели нас отказались выпустить на острове Сент-Китс. На следующей неделе судно не приняли около пяти островов, причем на одном мы до этого были, а потом нам отказали без объяснения причин. Капитан в ответ на вопросы туристов говорил, что все в порядке, все здоровы. Но мы мониторили местные СМИ островов — и в них писали о подозрениях на коронавирус у нескольких пассажиров, находящихся в больнице нашего лайнера.
У европейцев на борту началась паника. Немцы и испанцы требовали объяснения ситуации, а французы даже пытались строить баррикады из шезлонгов, требуя выпустить их с лайнера. Они скандировали: «Либерте, либерте!»
Только русские были спокойны, относились к происходящему даже с некоторой иронией. Мы шутили, пели песни про коронавирус, знакомились и общались между собой — нас ситуация сплотила.
За два дня до окончания круиза капитан подтвердил информацию о заражении нескольких человек на борту. После этого люди, как ни странно, перестали бастовать — видимо, поняли, что возникла критическая ситуация и нужно держать себя в руках. Итальянцы и французы договорились с круизной компанией, как их будут эвакуировать: наймут чартеры в Милан и Париж, и после этого успокоились.
Зараженных сняли с лайнера в Мартинике и отправили в госпиталь. На судне объявили что-то вроде карантина: персонал надел маски, сотрудники стали постоянно обрабатывать поверхности, пассажирам запретили подходить к стойке бара, хотя выдача напитков не прекратилась. Наоборот, алкоголь (как и Wi-Fi) сделали бесплатным, что несколько подняло общее настроение.
Некоторые пассажиры достали привезенные с собой маски, кто-то кутался в шарфы и платки, но в основном все свободно ходили по палубе, и мало кто хотел проводить остаток отдыха в каютах. Люди сидели на солнце, загорали или просто пили в барах.
13 марта мы вернулись в Гваделупу и простояли там больше суток на причале, за это время у многих «сгорели» билеты домой. Компания пообещала купить нам новые — но это отдельная история, многим в итоге пришлось добираться самостоятельно.
Из Гваделупы нас эвакуировали в Париж, дальше этот же лайнер полетел в Милан, чтобы доставить на родину итальянцев. Было ощущение, что мы летим в каком-то чумном самолете: там оказалось огромное количество кашляющих пассажиров. Когда все сидели в своих каютах на корабле, это не бросалось в глаза, а здесь они были рядом — всю ночь чихали и кашляли, и это было, если честно, жутковато.
В Париже нас никто не встретил, никто не проверял — распространяйте заразу, как хотите. Представителей компании тоже не было, поэтому нам пришлось самостоятельно покупать билеты домой, и каждый добирался по-своему. Я сейчас живу в Испании, потому взял билет до Порту, и оттуда — на автобус до своего города.
На улицах Порту было пустынно, в масках — почти никого. Хозяин квартиры помыл дезинфектором ключи, прежде чем передать их мне.
Михаил Нефедов
«Люди толпились в коридорах, чтобы померить температуру»
Михаил Нефедов, блогер, пассажир круизного судна Costa Magica:
На лайнере Costa Magica было свыше трех тысяч человек, в основном, европейцы — итальянцы, испанцы, французы и немцы. Русских было около 30 человек, часть присоединилась в марте и пробыла на судне всего неделю.
По ощущениям, загрузка была близка к полной: работало несколько столовых, и все напоминало Турцию в разгар туристического сезона. Для нас был организован шведский стол, возле него образовывались очереди, и было довольно трудно найти свободный столик. Люди общались между собой, спокойно отдыхали — первая неделя прошла в штатном порядке.
4 марта нас не пустила первая страна, после этого началась череда отказов разных островов. Мы просто ходили от одного порта к другому, подплывали, но нас не пускали в них — к судну подплывали лодки, брали анализы у пассажиров с высокой температурой.
Когда мы были на Мартинике, двух человек забрали на скорой. Изначально говорили, что под подозрением на коронавирус находятся пять человек: три члена экипажа и два пассажира, но увезли только кого-то из экипажа и еще одного гражданина Финляндии.
Сразу после этого на судне объявили карантин. Закрылись магазины, перестали работать некоторые бары и рестораны. Люди толпились в коридорах, чтобы попасть в оставшиеся, и это тоже создавало риск заражения. Очереди на каждом этаже выстраивались и для того, чтобы померить температуру, у людей с повышенной брали мазки из ушей. На борту для туристов поставили антисептические гели, но они очень быстро заканчивались, и мы просто протирали руки водкой в баре.
Постепенно количество туристов стало убывать — на Мартинике высадили местных, которые уже подняли на лайнере бунт, опасаясь, что их оставят на карантине. Затем часть людей вышла в Гваделупе, оттуда же на чартере отправили итальянцев и только потом стали выпускать россиян — когда у многих уже пропали обратные билеты.
Нам измерили температуру, дали маски и посадили в автобусы, откуда уже повезли прямо к трапу самолета, минуя паспортный и таможенный контроль. Потом у многих потерялся багаж — люди не приклеили на чемоданы бирки аэропорта.
Власти страны дали указание не путать нас с другими пассажирами, потому что круизная компания организовала для нас отдельный чартер для вывоза в Париж. Но там, к сожалению, цепочка прервалась — нас никто не встретил. Французы в аэропорту посоветовали нам взять билеты самостоятельно и улететь как можно быстрее из-за риска закрытия авиасообщения между странами.
Билеты в Москву оказались недешевыми: цены начинались от 27 тысяч на одного человека, а многие были с семьями, двумя-тремя детьми. Не у всех были такие деньги, людям пришлось выбирать неудобные маршруты и лететь с пересадками, одна девушка осталась на сутки в Париже, где сейчас карантин и не работает даже метро. Я взял бизнес-класс на ближайший рейс за мили и потратил всего 220 евро, а так билет стоил 117 тысяч рублей в одну сторону.
По прилете в Москву у нас еще раз проверили температуру, пришел человек с тепловизором. Каждого из прилетевших отправили на двухнедельный домашний карантин.
«Мы не думали, что проведем весь отпуск на корабле»
Жанна Тиунова, пассажирка круизного судна Costa Magica:
Почти все русские туристы на лайнере покупали билеты заранее, когда на них действовали специальные цены, и в мире не было пандемии коронавируса. Мы брали их в июне прошлого года и ждали отпуска, хотели посмотреть острова, красивые места — никак не думали, что проведем все время на корабле.
Перед самим вылетом в отпуск мы, конечно, сомневались. Искали русских туристов на борту в Instagram, спрашивали, как обстановка. Нам отвечали, что все хорошо, кроме того, что их не выпустили в Сент-Китсе. Этого острова не было в нашей программе, и мы подумали, может быть, нам повезет. Тем более, билеты и круиз были невозвратными.
@kassanenok
На сайте компании говорилось, что на борту не будет людей с севера Италии. Но по приезде мы увидели, что итальянцев там очень много. Правда, вскоре им всем объявили о внеплановой высадке в Гваделупе — независимо от того, закончился их круиз или нет.
На второй день нашего путешествия у туристов ожидалась выставка на острове Тобаго в Атлантическом океане. Но уже к вечеру капитан объявил, что ни Тобаго, ни Гренадины, которые должны были быть через день, нас не примут. Ссылались на общую небезопасную обстановку из-за распространения коронавируса и тех самых итальянцев на борту: страну к тому моменту уже закрыли на карантин и ввели чрезвычайные меры. А на лайнере были люди с признаками заражения, и они находились в санчасти в изоляции.
На острове Барбадос на борт зашли врачи и взяли у больных анализы — тогда коронавирус не подтвердился. Но, несмотря на это, нас так и не выпустили на сушу — члены экипажа разве что пополнили запасы воды и продуктов.
За все время круиза туристы смогли выйти только на острове Сен-Мартен — мы провели там день, а к вечеру капитан объявил о необходимости покинуть порт. На борту нарастала паника, бастовали французы — следующим пунктом ожидалась их высадка на Мартинике. Люди собирались на верхней палубе и требовали дать им информацию о ситуации на судне и отпустить домой, не закрывая на карантин.
Мартиника нас не пустила. Мы читали в местных СМИ, что местные жители протестовали против хода корабля — он подходил к ним дважды в неделю, и люди требовали от местных властей запретить пропуск судна с итальянцами на их территорию.
Нас пустили в порт, где был организован палаточный лагерь для врачей, к нам поднялись медики в костюмах химзащиты и повторно взяли у пациентов анализы.
Коронавирус подтвердился у двух человек — граждан Филиппин и Финляндии. Даже не у итальянцев, которых собирались эвакуировать и над которыми немного подшучивали — «главное, чтобы не высадили за борт».
Мартиниканцы продолжали бастовать, и на следующее утро итальянцев высадили вместе с зараженными. Туристов отправили проходить карантин по месту жительства.
В порт Гваделупы мы зашли уже глубокой ночью. Там было принято решение об эвакуации всех туристов — даже тех, у которых оставалась неделя круиза, в их числе были и мы. Компания компенсировала нам расходы: по 100 евро за каждый незаход на остров, а также ваучеры на полную стоимость следующего круиза в течение года.
Мы улетели домой через Франкфурт-на-Майне с пересадкой в Нидерландах. В отличие от тех, кто добирался через Париж, нас встретили и приобрели нам билеты. Конечно, жаль, что так случилось — наш отпуск совпал с пандемией коронавируса, но было бы хуже, если компания ничего не компенсировала. А нас поддерживали, как могли.