Как сообщают источники The Moscow Post, руководство государственной авиакомпании Аэрофлот назначило себе премии за 2019 год в размере 2,1 млрд рублей. При этом за тот же период дивиденды компании, ушедшие в российский бюджет, оказались меньше в полтора раза — 1,5 млрд рублей.
Это может говорить только об одном: в условиях огромных финансовых проблем и репутационных ударов менеджмент компании во главе с Виталием Савельевым не интересует ничего, кроме личного обогащения.
Скандальней эту новость делает и то, что, по словам экспертов, убытки компании за 2020 год из-за коронавируса и связанными с ним трудностями, могут составить до 36 млрд рублей.
Главная причина — недополучение 30-40 млрд рублей выручки из-за общего снижения турпотока, а также значительное сокращение транссибирских роялти на сумму не менее 10-15 млрд рублей.
В распоряжении нашей редакции оказался документ — рекомендации Совета директором авиакомпании о распределении прибыли по итогам 2018 года. Согласно нему, за 2018 года менеджеры «Аэрофлота» должны были освоить премий на 2,8 млрд рублей. Красиво жить не запретишь?
Сегодня, как и тогда Савельев и компания стремятся урвать кусок побольше, ожидая, что потом сделать это будет труднее? Очень «по государственному», очень «патриотично». И особенно некрасиво такая позиция выглядит на фоне гигантских премий топ-менеджменту после катастрофы в аэропорту Шереметьево.
В той трагедии погиб 41 человек, но для руководства «Аэрофлота» это явно не причина посыпать голову пеплом. Разумеется, в самой компании от возможной причастности к катастрофе открещиваются: мол, и состояние лайнера было в порядке.
В конечном итоге вину могут свалить на пилота Максима Кузнецвоа. Погибшего пилота. В октябре 2019 года ему, уже мертвому, предъявили обвинения в нарушении правил безопасности полётов.
И действительно! Во-первых, «мёртвые сраму не имут», а во-вторых, что с него возьмешь, раз человек погиб? Идеальный «стрелочник». Впрочем, кажется, что и ныне здравствующие руководители «Аэрофлота» тоже не имеют ни стыда, ни совести.
Впрочем, уголовных дел не чужды и само руководство «Аэрофлота». В октябре 2019 года был арестован заместитель Виталия Савельева – Владимир Александров. Вместе с ним под следствием оказалась бывший директор юридического департамента компании Татьяна Давыдова и два адвоката.
Следователи считают, что компания необоснованно заплатила этим двум адвокатам 250 млн рублей, тогда как в судах защищалась без их участия. Об этом писал «Коммерсант».
Не трудно предположить, что и Александров, и Давыдова – в числе тех, кто получал многомиллионные премии из дивидендов «Аэрофлота». Вместе с ними они решили «подзаработать» и тут, да еще истратив на это 250 млн рублей? Когда же они «наедятся», и мог ли не знать Савельев о возможных махинациях своего заместителя?
В «семье» не без «уродов»
Проблемы с финансами не только у «Аэрофлота», но и у его «дочек». Некоторые из них по недоразумению называют «лоукостерами».
Для читателей скажем, что лоукостерами считают те компании, которые за счёт снижения собственных издержек (отсутствия питания на борту, отказ от перевозки крупного багажа) снижают цены для клиентов, при этом зарабатывая и оставаясь в плюсе.
Возьмем скандальную и приснопамятную «Победу». Да, она даёт цены ниже, «обычные» авиакомпании. Но ведь она, по сути, полностью датируется и субсидируется самим «Аэрофлотом», то есть живёт за счёт бюджета.
Это не лоукостер в западном понимании. Их низкие цены — это наши налоги, которые идут на «поддержку штанов» бенефициаров компании. То есть на покупку элитного жилья, дорогих автомобилей, яхт и прочего. Чего только на миллиарды «бюджетных» премий не купишь!
Даже в таких раскладах дочки «Аэрофлота» умудряются демонстрировать собственную неэффективность. Показатели их прибыли скачут, как на качелях. У той же «Победы» прибыль по итогам 2018 года снизилась почти вдвое — до 2 млрд рублей к 3,5 по итогам 2017 года.
Снижение доверия к «Аэрофлоту» и его детищам не удивительно. Все эти компании продолжают сотрясать скандалы, которые больно бьют по репутации. И по делом. Последним громким фиаско стала ситуация с толстым котом.
Минувшей осенью «Аэрофлот» отобрал 370 тысяч бонусных миль у пассажира, который пронес в салон слишком большого кота на рейсе «Москва-Владивосток».
При регистрации на рейс пассажир временно подменил своего кота, чтобы пройти верификацию по весу животного — если вместе с переноской животное весит больше 8 кг., то ему придётся путешествовать в багажном отделении.
В итоге вместо того, чтобы пойти человеку и его мохнатому другу навстречу, компания квалифицировала это как умышленное нарушение правил перевозки животных.
В январе новая трагедия: после перелёта «Аэрофлотом» в аэропорту погибли две кошки. Они были доведены до полусмерти в результате путешествия в багажном отделении лайнера авиакомпании, а затем скончались во время переноски в аэропорту. Об этом писали в «Вилладж».
Скандалы же с упомянутой выше «Победой» давным-давно стали притчей во языцех. В феврале 2020 года рейс авиакомпании, вылетевший из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за неисправности на борту. Об этом писал «Регнум».
Вопросы к авиаперевозчику возникали у антимонопольной службы. В августе 2018 года УФАС по Москве пригрозило возбуждением антимонопольного дела, указав на «навязывание невыгодных условий при оказании услуги по авиаперевозке и ущемление интересов неопределенного круга лиц».
При оформлении билетов на сайте на несколько пассажиров багаж весом до 10 кг за 499 рублей можно было купить только на одного пассажира из бронирования, остальным же предлагалось оформить багажное место только до 20 кг, что стоит уже 1 499 рублей.
В ответ на это авиакомпания на это заявила, что 499 рублей было промотарифом. А УФАС возразило, что в публичных правилах перевозки авиакомпании этого указано не было. В общем, всеми силами, всеми правдами и неправдами пытаются вытащить из нас лишнюю копеечку. Ведь все хотят кушать, миллиардные премии надо же из чего-то формировать?
А сколько было скандалов, когда матерей и детей разлучали, рассаживая в разные концы салона, и требуя доплату за то, чтобы они сидели рядом? Как можно расценить такую заботу о клиентах?
Пилоты тоже не в восторге
Интересно и то, что при таких колоссальных премиях руководству «Аэрофлот», как и его дочки, как представляется, не озабочены созданием комфортных условий для своих пилотов и бортпроводников.
И те, и другие активно бегут за границу. Особенно в Китай, где зарплаты в этой сфере куда выше, а руководство не настолько наглое, чтобы выписывать себе миллиардные премии на фоне ожидаемых убытков объёмом чуть ли не в треть капитализации компании.
Политика компании уже вызвала настоящий бунт на корабле: сотрудники были недовольны тем, что с 16 января на всех рейсах длительностью меньше двух часов сотрудники будут убираться самостоятельно.
Экономят абсолютно на всём, в том числе на своих же коллегах. При этом, повторимся, не забывают распределять между собой миллиардные дивиденды.
В сентябре минувшего года прошли слухи о массовой забастовке пилотов и бортпроводников. Как пишет издание «ТурДом», целями организаторов были изменение отношения к сотрудникам перевозчика со стороны начальства.
Поговаривают, что в акции приняли участие почти 200 пилотов и 500 бортпроводников. Якобы имевшая место забастовка продолжилась даже после того, как эти действия отказался поддержать профсоюз Шереметьевского лётного состава.
Что же получается? Аэрофлот во главе с Савельевым демонстрирует наплевательское отношение не только к пассажирам, но и к своим собственным сотрудникам, компания ожидает многомиллиардные убытки, и на этом фоне выписывает себе премии свыше 2 млрд рублей. Не «залетался» ли Виталий Савельев?