Им оказался контейнер для концертного оборудования, который прилетел в Осаку из Дубая на частном самолете, а затем на нем же улетел в Стамбул — но на этот раз вместе с Гоном внутри. Побег Гона из-под ареста планировался несколько месяцев, а осуществить его помог бывший американский спецназовец, который сейчас работает на частную охранную компанию.
Что случилось
The Wall Street Journal рассказывает новые подробности скандального побега экс-главы Nissan Карлоса Гона из-под домашнего ареста в Японии. Гон сбежал в Турцию на частном самолете Bombardier Global Express, прилетевшем в Осаку из Дубая. В самолете находились два черных контейнера — в одном из них заранее были проделаны отверстия для вентиляции. К тому же к нему были приделаны колесики. Именно в нем Гон и покинул Японию.
На этом же самолете в Осаку прилетели два человека, один из них — Майкл Тэйлор, бывший американский спецназовец, который сейчас работает в частной охранной компании.
До сих пор остается загадкой, как Гон переехал из Токио, где содержался под домашним арестом, в Осаку, пишет WSJ. Контейнеры, которые были на борту самолета, впоследствии обнаружили сотрудники турецкой компании MNG Jet, которой и принадлежал Bombardier Global Express. Теперь эти ящики являются главной уликой в деле о бегстве Гона. По этому же делу в Стамбуле уже были задержаны семь человек, четверо из которых — пилоты.
Из Стамбула Гон улетел в Ливан, и на этом рейсе его сопровождал сотрудник все той же MNG Jet. Компания уже обвинила его в том, что он отредактировал записи о пассажирах, чтобы скрыть присутствие Гона в самолете.
Ящик, в котором находился Гон, не проходил проверку в аэропорту, выяснил японский телеканал NHK. Багаж частных самолетов проверяют редко, кроме того, контейнер оказался слишком большим и не поместился в интроскоп.
План побега Гона из Японии планировался несколько месяцев, пишет WSJ. И начать его осуществление Гон решился только после того, как стало понятно, что процесс по его уголовному делу в Японии может затянуться на годы. У экс-главы Nissan, которого отпустили под домашний арест благодаря рекордному для Японии залогу в 1 млрд иен (около $8 млн), были строгие условия содержания. Следствие опасалось бегства Гона, поэтому режим его домашнего ареста был жестким, с ограничениями на встречи и передвижения, пишет Bloomberg. Для Гона это было невыносимо, пишет WSJ со ссылкой на источники, знакомые с обвиняемым.
Что нужно знать о деле Карлоса Гона
Гона задержали и арестовали в ноябре 2018 года по подозрению в сокрытии доходов и использовании активов Nissan в личных целях, в том же месяце его сместили с должностей в Nissan и Mitsubishi, а потом и в Renault.
Гона обвиняют в сокрытии от налогов части доходов и во введении в заблуждение акционеров в сговоре с Nissan: его вознаграждение в сумме на $140 млн не было отражено в отчетности компании. Также, по версии следствия, он переписал на Nissan более $16 млн личных убытков.
В марте 2019 года Гона выпустили под домашний арест под залог в 1 млрд иен (больше $8 млн), который стал крупнейшим в истории Японии.
В суде, до которого оставалось несколько месяцев, у Гона не было бы шансов, отмечает агентство: уголовное обвинение в Японии почти не знает оправдательных приговоров.
Карлос «Le cost killer» Гон — легендарная фигура мирового автопрома. О его роли в спасении трех мировых концернов мы подробно рассказывали здесь.
Что дальше
Выдача Гона из Ливана в Японию маловероятна. У стран нет соответствующего соглашения, к тому же в Ливане у бывшего топ-менеджера есть жилье и имущество, а также статус, близкий к образу национального героя. Однако история с контрабасом превращает его из спасителя Renault, Nissan и «АвтоВАЗа» в беглеца от правосудия.
«Дело Nissan» тоже не прекратится: под домашним арестом и следствием в Японии остается предполагаемый пособник Гона в совете директоров компании Грег Келли.
По мнению колумниста Reuters, в реальности побег Гона позволяет всем сторонам сохранить лицо. В случае неминуемого обвинительного приговора 66-летний топ-менеджер мог бы умереть в тюрьме, заявляя о своей невиновности. Сам Гон, избежав суда, избегает и публичного раскрытия порочных практик Nissan, а Франция — дипломатических осложнений с Японией.