Грузинская оппозиция ведет уличные бои с полицией и требует отставок в руководстве страны. Число пострадавших перевалило за три сотни, а Россия уже готовится к полному разрыву отношений с Грузией по примеру 2008 года. На этом фоне мало кто обратил внимание на восторженные заявления бывшего президента Грузии, а ныне украинского политика Михаила Саакашвили — он по традиции готов поддержать любую протестную акцию. «Лента.ру» внимательнее изучила события минувших дней и попыталась понять, в чем его интерес.
Депутат раздора
Волнения начались в Грузии еще днем 20 июня после скандала, разразившегося в парламенте на открытии 26-й генеральной сессии Межпарламентской ассамблеи православия. Открыл ее депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов, сидя в кресле спикера. Оппозиционные депутаты из «Единого национального движения» и «Европейской Грузии» возмутились этим фактом и покинули зал, сорвав мероприятие.
Конфликт продолжился возле гостиницы, куда спешно вывезли делегацию Гаврилова: недовольные с антироссийскими плакатами собрались у дверей и в жесткой форме потребовали от депутата публично извиниться за свой поступок. Россиян пришлось под охраной выводить из гостиницы и отправлять в аэропорт. Не получив желаемого, толпа двинулась к парламенту.
Reuters
Там они уже призывали к отставке спикера парламента Ираклия Кобахидзе, причем ни много ни мало за измену родине. Многотысячная толпа попыталась прорваться в парламент, забрасывала бутылками и другими предметами полицейских и требовала уже отставки главы МВД Георгия Гахария. Тот даже согласился подчиниться, если это поможет унять народный гнев. Но в итоге протестующих удалось разогнать только слезоточивым газом, резиновыми пулями и водометами. Результат — сотни пострадавших — 240 участников акции, 80 из них — полицейские.
Сам Гаврилов позже объяснился, что сел туда, куда его посадила принимающая сторона, и имел на то полное право как председатель Генеральной ассамблеи. Он напомнил, что в парламентах других стран подобная рассадка никого не смущала.
Правда за день до приезда в Тбилиси в интервью телекомпании «Рустави-2» Гаврилов сделал не самое своевременное заявление по поводу независимости Абхазии и Южной Осетии. Он сказал, что этот факт имеет историческое значение, и Москве и Тбилиси стоит выстраивать отношения с его учетом. В подобных высказываниях нет ничего необычного — они отражают официальную позицию Кремля, но говорить об этом грузинскому телеканалу накануне приезда в Грузию, наверное, не стоило.
РИА Новости
Стоит отметить, что ранее в каких-либо агрессивных антигрузинских выступлениях Гаврилов замечен не был. У депутата возникали проблемы с грузинской стороной, но давно. В 2013 году активисты грузинской организации «Свободная зона» возмутились приездом Гаврилова в страну на футбольный матч между тбилисским и московским «Динамо». Тогда тоже говорили про представителя-страны агрессора на фоне свежих еще воспоминаний о событиях 2008 года. Занимавший тогда пост президента Грузии Михаил Саакашвили в своей характерной красочной манере заявил, что приезд парламентария «нарушает безопасность и национальное достоинство Грузии», а его самого назвал «врагом» грузинской государственности.
Но в этом году приезд Гаврилова в Грузию в качестве председателя Межпарламентской ассамблеи православия не вызвал у принимающей стороны никаких нареканий и вопросов. Ровно до тех пор, пока он не сел не в то кресло.
Тут как тут
Бывший президент Грузии, а ныне украинский политик Михаил Саакашвили напомнил о себе в самый разгар событий у парламента, поздним вечером 20 июня. Он опубликовал в Facebook патетический призыв объединиться против правящей в стране партии «Грузинская мечта» и отдельно обратился к полиции на правах экс-главы государства, реформировавшего это ведомство. Силовиков он попросил перейти на сторону митингующих, а митингующих заверил, что спецназ не использует против них резиновые пули и газ. «Спасибо, ребята!» — заключил Саакашвили. В данный момент публикация уже исчезла с его страницы.
страница Mikheil Saakashvili в Facebook
Однако ее успела заметить президент Грузии Саломе Зурабишвили и даже упомянула в своем официальном заявлении по поводу протестов.
«Полностью неприемлемо, чтобы из-за рубежа гражданин другой страны призывал полицию к неподчинению. И такой антиконституционный призыв распространяется по общедоступному каналу!» — сказала Зурабишвили и призвала правительство отреагировать «на все эти нарушения».
О том, что она имела ввиду именно бывшего президента, становится понятно и после слов премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе. Он заявил рассерженным людям у парламента, что прекрасно понимает их возмущение по поводу российского депутата Гаврилова, но ими просто воспользовались политические силы.
Он прямо указал на «Единое национальное движение» (ЕНД) — партию, основанную Михаилом Саакашвили в начале 2000-х после его перехода в оппозицию своему предшественнику, президенту Эдуарду Шеварнадзе (сейчас входит в блок «Сила в единстве»). В своей речи премьер Бахтадзе заявил, что ее сторонники «на протяжении семи лет пытаются дестабилизировать обстановку» в стране. Министерство внутренних дел Грузии и вовсе назвало протесты у парламента в Тбилиси попыткой государственного переворота.
До 2012 года ЕНД была главной политической силой в стране, пока ее не потеснила нынешняя партия власти «Грузинская мечта». Но и после этого оппозиция стабильно показывала высокие результаты на выборах. Так продолжалось до тех пор, пока ее в 2017 году не покинули депутаты, поддерживавшие бывшего секретаря Совбеза и экс-спикера Давида Бакрадзе. С ними фракция лишилась большей части мандатов, а «раскольники» объявили о создании собственной политической силы «Европейская Грузия». Парламентарии этих двух фракций и покинули зал заседания, спровоцировав скандал.
Shakh Aivazov / AP
Никогда не сдавайся
На родине Саакашвили едва ли может рассчитывать на светлое политическое будущее, и он понимал это еще до окончания своих полномочий и предусмотрительно уехал в Европу заранее. Сразу после официального завершения срока его президентства в 2013 году против бывшего грузинского лидера было возбуждено несколько уголовных дел, он был объявлен во внутригосударственный розыск. Уже после прихода Зеленского к власти Тбилиси заявлял, что хочет вновь поднять вопрос об экстрадиции беглеца.
Несмотря на это, грузино-украинский политик не унывает и все годы, проведенные вдали от родины, публично обвиняет нынешние грузинские власти в разных преступлениях — фальсификациях, коррупции, засилье олигархата — после чего неизменно грозит Тбилиси новым переворотом. Например, в январе он пообещал вернуться в Грузию, как только оппозиция и «активное население» обеспечат ему 72 часа свободы и безопасности. За этот срок он обещал полностью сменить власть. Нынешнюю команду «Грузинской мечты» он назвал «сумасшедшими, которые заперли врачей в сумасшедшем доме» и подчеркнул, что надо их «нейтрализовать без трагедии, насилия и жертв».
Кто старое помянет
Неприязнь Саакашвили к «Грузинской мечте» имеет солидную историю. Именно к этой политической силе принадлежал президент Георгий Маргвелашвили, сменивший его на посту президента в 2014 году и фактически запустивший уголовное преследование политика на родине. Нынешняя глава государства Саломе Зурабишвили избиралась при поддержке той же «Грузинской мечты» и победила во втором туре выборов оппонента от ЕНД Григола Вашадзе, который фактически является ставленником Саакашвили. Причем перевес в количестве голосов был совсем не большой — 59,5 процента против 40,4.
Оппозиционный политик, выдворенный в тот момент с Украины и лишенный ее гражданства, велел своим сторонникам не признавать результаты выборов. По его словам, вся избирательная кампания Зурабишвили была нелегитимной и велась с подкупами избирателей, фальсификациями и давлением на людей. Поэтому ЕНД стоит выйти на улицы и настаивать на досрочных парламентских выборах, которые по закону должны состояться в 2020 году, а также на проведении избирательной реформы.
РИА Новости
Сторонники бывшего президента действительно вышли на улицы в декабре 2018 года с этими требованиями. Изменения в законодательство они предложили обсудить с действующей властью до инаугурации Зурабившили и в противном случае пригрозили сделать акции протеста более массовыми и безвременными. В «Грузинской мечте» ответили категоричным отказом. По сути, то же самое произошло и 20 июня: помимо призывов отправить спикера в отставку, толпа повторила те же тезисы Саакашвили про досрочный роспуск парламента и избирательную реформу. Однако изначально Саакашвили все же призывал к «мирному гражданскому неповиновению» и указывал на недопустимость насилия.
Примечательно, что в ходе декабрьских протестов произошел просто необъяснимый инцидент с участием шестерых граждан Украины и одного местного жителя. Речь шла чуть ли не о диверсионной группе, приехавшей готовить госпереворот. Операцию по их задержанию проводил спецназ, а в гостиницах, где остановились диверсанты нашли оружие, большое количество боеприпасов и самодельные взрывные устройства. Правящая партия, разумеется, связала происходящее с беспорядками и Саакашвили.
Позже эту версию поддержал украинский журналист Андрей Дзидзя, который опознал в одном из «туристов» депутата Верховной Рады и бывшего командира батальона «Донбасс» Семена Семенченко. Он избежал ареста благодаря дипломатическому паспорту. Народный избранник прославился тем, что активно участвовал в акциях протеста в Киеве против режима президента Порошенко, организованных Сакаашвили. Семенченко поспешил объясниться, что на выборы в Грузию прибыл в качестве наблюдателя во втором туре, а потом решил задержаться на незапланированный отпуск. В эту версию мало кто поверил: тогда на Украине действовало военное положение, в разгаре была своя предвыборная кампания, в лидеры которой уже выбился Зеленский, так что отдых политика и военачальника выглядел по меньшей мере странно.
Однако до сих ни грузинские, ни украинские ведомства не сделали никаких официальных заявлений, что задержанные вместе с Семенченко люди были «агентами» Сакаашвили и собирались сорвать выборы. Им предъявили обвинение по статье «Незаконное приобретение и хранение оружия». Да и сам политик хранил несвойственное ему молчание.
Реваншу быть?
Все годы, пока бывший президент Грузии находился зв изгнании, в ЕНД ждали возвращения своего лидера и не теряли с ним связь. Только в 2017 году «Движение» решило судьбу поста председателя — депутаты постановили, что он останется свободным для Саакашвили, а пока его нет на родине, политической силой будет управлять избранное на съезде руководство.
Сам же политик официально покинул эту должность только в конце марта 2019 года, когда уже вовсю предвкушал ставшее очевидным поражение Порошенко на Украине и строил планы по возвращению в Киев. Свое решение он, естественно, объяснил иначе — невозможностью вернуться в Грузию и руководить на месте. В качестве своего преемника он поддержал Григола Вашадзе, проигравшего действующему президенту Саломе Зурабишвили. Вашадзе был избран спустя несколько дней и подчеркнул, что бывший глава государства все также остается лидером ЕНД в ранге «основателя и почетного председателя».
Сразу после победы Владимира Зеленского «почетный председатель» грузинских оппозиционеров быстро превратился из изгнанника в успешного украинского политика: новый украинский лидер отменил указ о лишении его гражданства, Саакашвили триумфально вернулся в страну на следующий же день и быстро включился в парламентскую предвыборную гонку со своей партией «Рух нових сил», хотя сперва не хотел. 21 июня суд разрешил ему баллотироваться в депутаты, впрочем, политик заранее предвидел такой исход — ему мешал только указ Порошенко о лишении гражданства, и этот документ фактически был признан незаконным, благодаря указу Зеленского.
Однако события в Тбилиси показали, что даже новые карьерные перспективы не заставили Саакашвили перестать беспокоиться о делах на родине. Тем более такого прорыва в своей грузинской борьбе он давно не видел. Его сторонникам уже удалось продавить отставку неугодного спикера, и сдаваться они не собираются — на следующий день после беспорядков и стычек с полицией они снова потянулись к зданию парламента с прежними требованиями избирательной реформы и досрочных выборов.
Люди действительно недовольны властью: за годы, что «Грузинская мечта» находится у руля, уровень жизни так и не вырос, а курс национальной валюты упал. Зато выросли цены и уровень безработицы, а за ними, как следствие, поток трудовых мигрантов за пределы страны. Некогда самая популярная политическая сила постоянно терпит нападки оппозиционеров, причем не только сторонников Саакашвили. В такой ситуации инцидент с Сергеем Гавриловым был очень кстати. Но пока власти Грузии предпочли остановиться на версии, что это была провокация российской пятой колонны — этот сценарий неоднократно обкатан и проверен, в том числе и самим Саакашвили.